11.09.2023 01:05
ДФО

ВМТП станет частью первой регулярной арктической линии по Севморпути

ВМТП станет частью первой регулярной арктической линии по Севморпути
Текст:  Антон Цыкан
Российская газета - Спецвыпуск: ВЭФ: Пульс территории №204 (9149)
Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) уже более трех с половиной лет удерживает первенство по контейнерообороту в России, постоянно увеличивая показатели и заявляя о новых, еще более амбициозных планах. О том, как развивается ВМТП сейчас и что принесет ему совместный проект с Росатомом, рассказывает управляющий директор ПАО "ВМТП" Николай Ермолаев.
ВМТП следует тенденции контейнеризации грузоперевозок. / ВМТП
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Николай Андреевич, ВМТП совместно с госкорпорацией "Росатом" работает над созданием Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ) на базе порта. Что это за проект?

Николай Ермолаев: Совместно с госкорпорацией "Росатом" мы строим на базе ВМТП Восточный транспортно-логистический узел - портовую инфраструктуру для развития международного контейнерного транзита через Северный морской путь. Проект подразумевает строительство в западной части порта, за причалом № 16, современного глубоководного терминала с двумя причалами общей длиной 750 метров и глубинами порядка 16,5 метра. Общая площадь территории для размещения объектов ВТЛУ будет составлять 23,5 гектара. Благодаря проекту появится более 300 рабочих мест. В ВТЛУ будет производиться перевалка грузов со специализированных контейнеровозов ледового класса на стандартные. Расчетная пропускная способность нового терминала составит около 10 миллионов тонн грузов в год.

РГ: Зачем нужна инфраструктура для Севморпути так далеко на юге?

НЕ: В результате реализации проекта регулярной контейнерной линии через Севморпуть, частью которого станет ВТЛУ, будет запущен круглогодичный, быстрый, надежный и экономически конкурентный сервис по доставке грузов между восточной и западной частью Евразии, который станет дополнением к существующим транспортным маршрутам и будет способствовать повышению устойчивости глобальных цепочек поставок.

РГ: При этом ВМТП продолжит отправлять грузы в западную часть России и другим транспортом?

НЕ: Безусловно, около 70 процентов прибывших морем грузов дальше отправляется по железной дороге. Стратегия развития порта включает в себя модернизацию и увеличение пропускной способности ВМТП. Мы тесно взаимодействуем с РЖД и разрабатываем проект строительства дополнительного железнодорожного пути из порта к станции Владивосток. Развитие инфраструктуры и оптимизация маневровой работы позволит обрабатывать до десяти пар контейнерных поездов в сутки при текущем показателе в семь пар. Общее количество всех обрабатываемых поездов, включая составы с генеральными грузами, увеличится с десяти до 14 пар в сутки - на 40 процентов.

Это дополнение к уже проделанной нами работе по ускорению отправки железнодорожных грузов. В ВМТП действует единый диспетчерский центр, в котором специалисты порта и РЖД сообща выполняют операционные задачи, что ускоряет процесс обработки вагонов. Реализован проект по совместному осмотру поездов, приходящих на станцию Владивосток. Действует система электронного документооборота. Благодаря этим организационным и технологическим решениям удалось сократить общее время обработки контейнерных поездов в два раза - с восьми до четырех часов.

Николай Ермолаев: Предполагается строительство портовой инфраструктуры для развития международного контейнерного транзита через Северный морской путь. ВМТП создает этот проект совместно с Росатомом. / ВМТП

РГ: ВМТП закончил 2022 год с рекордными показателями. Как порт развивается сегодня?

НЕ: За шесть месяцев 2023 года ВМТП обработал 429987 TEU - это на 24 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы продолжаем реализацию Стратегии развития порта, принятой в 2021-м, и планомерно идем к нашей цели: к 2025 году обрабатывать до 1 миллиона TEU в год.

Сегодня ежемесячный контейнерооборот держится на уровне 70 тысяч TEU - при этом терминалы работают не в полную силу, загрузка составляет около 75 процентов. Все суда обрабатываются с ходу, без ожидания на рейде. То есть мы готовы к значительному увеличению грузопотока. Одновременно работаем над такими социально важными направлениями, как каботажные перевозки и северный завоз. Приоритет отдается обработке грузов, отправляемых на Чукотку, Камчатку, Сахалин и Колыму.

РГ: Что делается в порту для увеличения пропускной способности?

НЕ: ВМТП реализует целый комплекс мер, каждая из которых необходима для бесперебойной и оперативной перевалки грузов. Прежде всего для этого важно организовать внутреннюю логистику. Мы следуем тенденции контейнеризации грузоперевозок, поэтому приоритетным направлением является организация пространства терминалов для перевалки контейнеров. Так, например, переоборудуем склады для грузов различной номенклатуры в специализированные контейнерные площадки. Работы идут в этом году, они увеличат вместимость порта на две тысячи TEU. Планируем также модернизировать покрытие на контейнерном терминале площадью более 45 тысяч квадратных метров. Суммарно в рамках программы развития порта планируем увеличить площади под хранение на 20 процентов до 2025 года.

РГ: Для работы с контейнерами и техника требуется специализированная?

НЕ: Да, мы обновляем парк техники, она новая и наиболее приспособленная для работы с контейнерами и генеральными грузами. Это краны RTG и STS, тягачи с полуприцепами, погрузчики, ричстакеры и тракмобили. Всего до 2025-го поступит более 170 единиц, из них 74 - в этом году.

РГ: А как оптимизируется процесс перевалки?

НЕ: Одним из ключевых факторов оптимизации перевалки мы видим ускорение доступа информации о грузах и их перемещении. Для этого своими силами разработали цифровой двойник порта. Все грузы вносятся в единую онлайн-систему еще до того как судно подошло к причалу. Информация о местоположении и перемещении нужного контейнера отображается на планшетах докеров и в мобильных системах в погрузочной технике. Портовики всегда знают, какой контейнер в какое место нужно переместить, когда и как он будет отправлен дальше. Место хранения груза на территории определяется из центра управления терминалом, где все перемещения отображаются в режиме реального времени, а подобрать оптимальное расположение и маршрут специалистам помогает система на базе искусственного интеллекта. А специальный веб-сервис и мобильное приложение для клиентов позволяют взаимодействовать с ответственными ведомствами и оформлять грузы в электронном формате. Это дает возможность провести груз с судна до железнодорожной или автомобильной платформы, не выходя из офиса, и значительно ускоряет работу.

ДФО