11.09.2023 18:51
Культура

Театр Ленсовета представил в 90-м сезоне "Обыкновенную историю" по Гончарову

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Театр имени Ленсовета открыл юбилейный, 90-й сезон. Зрителей пригласили на две недавние премьеры: "Обыкновенная история" - на Основной сцене и "Про Федота-стрельца" - на Малой. Спектакль Романа Кочержевского "Обыкновенная история" представлен на премию "Золотой софит" в двух номинациях: "Лучший спектакль большой формы" и "Лучший актерский дуэт" (Александр Новиков и Лидия Шевченко).
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Обыкновенная история"

"Обыкновенная история" - первый роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова, опубликованный в 1847 году в журнале "Современник". Иногда его объединяют в неформальную трилогию с последующими романами "Обломов" и "Обрыв". Молодой дворянин Александр Адуев приехал в столичный Петербург из провинции, чтобы сделать писательскую карьеру. Восторженный романтик, поэт, он попадает под крыло дяди - Петра Ивановича Адуева, прагматика, циника, дельца, человека с большим жизненным опытом. Встречает свою первую любовь, которая променяет его на другого, разочаровывается в любви, а затем и в дружбе…

Режиссер рассказал "РГ", как работали над постановкой.

Роман Гончарова - многослойный. В первую очередь вам были интересны отношения между старшим и младшим Адуевыми, циником и романтиком?

Роман Кочержевский: Роман довольно объемный, и в рамках одного спектакля его целиком не охватишь. Мы всей нашей компанией артистов делали множество проб сцен, но остановились на том, что по-настоящему отзывалось внутри. Мне показалось, что молодой Адуев - не просто идеалист, наивный романтик, у которого ничего не получается, что он намного сложнее. Да, есть в нем максималистские замашки, и задачи, которые он себе ставит, по мнению дяди, - наивные, смешные.

Интервью с директором ТЮЗа - о театре, зрителях и фестивале "Язык мира"

Федор Федотов, играющий Адуева-младшего, - прекрасный артист, интеллектуал, внимательный к тексту. Анализируя поступки героя, мы обращали особое внимание на его внутренние монологи, на его размышления наедине с собой. Это в корне меняет картину. Парень-то наш не так прост, оказывается, сам себе на уме, как говорится. Он мерцает. И дядя, уверенный, что все знает про своего племянника, предлагает ему свой "набор отмычек". Чем больше он включается в жизнь молодого человека, тем больше осознает, что не понимает, кто перед ним. То, во что Саша превращается по ходу действия, прорастает естественным образом - он из иного теста создан. А пилюля цинизма, полученная им от дяди, значительно ускоряет этот процесс. Возможно, хрестоматийная оценка романа, что это борьба противоположностей, не вполне точна, это лежит на поверхности. Это параллельно развивающиеся человеческие драмы.

Вы сразу решили, что главные роли сыграют Федотов и Новиков?

Роман Кочержевский: Да. Мы были партнерами на сцене в предыдущей премьере нашего театра - "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена". Провели тогда вместе немало времени, работая на текстом Стерна. Мне было любопытно поработать с Федором. И предложить роль дяди Александру Марковичу в контексте именно такого племянника.

И еще вы здесь вывели на крупный план женщин: Наденьку и ее мать, Юлию Тафаеву, мать Саши и жену Петра Ивановича.

В Пскове открылся ХХХ-й Пушкинский театральный фестиваль

Роман Кочержевский: Погружаясь в то или иное произведение, невольно возникает ощущение: это "мужской" или "женский" взгляд, независимо от пола повествователя или действующего лица. В "Обыкновенной истории" оптика словно меняется по ходу действия. Мы уловили это чувство и попробовали перенести его в наш спектакль. Женщин в романе много, и все они - не случайные, не второстепенные персонажи. Это испытания, свалившиеся на головы мужчин. Для женщин же мужчины - разрушители, жестоко поступившие с ними. У Гончарова они представлены объемно, развернуто. Но читая книгу, ты можешь сделать паузу, подумать, перечитать. В пространстве спектакля мы ограничены хронометражем, должны помнить о лимите зрительского внимания. Нам нужно было кратко рассказать историю каждой героини целиком, не упустив важные моменты.

Женщины в спектакле словно обличают мужчин. Например, дядя - скрывающийся за ширмой умного, с его умением подавать себя, циничного, ехидного человека - проявляется с появлением в его жизни Елизаветы.

Есть еще один особый персонаж - город. Интересно, как он выворачивает людей, во что превращает их. И по сей день молодые люди тянутся в Петербург, как загипнотизированные. Что их здесь приманивает? В какое состояние они погружаются? Петербург собирает странных людей, тех, кто на грани.

А тема одиночества?

Роман Кочержевский: Это состояние описано многими авторами. Столько граней, оттенков у него! Каждым человеком одиночество ощущается по-разному. Тема опоры, маяка, куда мы идем, меня трогает, задевает… Герои отчаянно цепляются за ощущение опоры, теряются. И все смывает вода, канал, река…

Ближайшие показы: 23 сентября, 1 октября.

Прямая речь

Александр Новиков, заслуженный артист России, исполнитель роли Петра Ивановича Адуева:

- "Обыкновенная история" Ивана Александровича Гончарова, на мой взгляд, - один из ключевых романов русской литературы. По степени отчаяния он стоит в одном ряду с великими романами Толстого и Достоевского. Мне думается, что подлинный драматизм этого романа заключен не в споре между циником и идеалистом, а в неизбежности сокрушительного поражения от жизни у обоих. Неизбежность разочарования - пожалуй, главная тема этого романа. Репетируя спектакль, мы сразу пришли к пониманию необходимости вывода на "крупный план" всех женских персонажей, столь мощно выписанных Гончаровым. Мы пытались сделать спектакль об отчаянии и одиночестве, о растерянности человека перед собственною жизнью, о бессилии рассудка перед чувством. Нам хотелось сделать красивый и нежный спектакль про "обыкновенность" жизни и про невозможность обмануть ее. Гончаров грустен и ироничен, жесток и сентиментален. Мы пытаемся рассказать историю о жизни, которая проходит... Обыкновенную историю!

Справка "РГ"

Роман Кочержевский окончил СПГАТИ (актерско-режиссерский курс Ю.М.Красовского) в 2007 году и был принят в труппу Театра им. Ленсовета, где работает в качестве актера и режиссера. Обладатель специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" сезона 2018- 2019 - "Режиссерский дебют" - за постановку спектакля "Мертвые души". Выпустил спектакли "Утиная охота" (представлен на премию "Золотая маска" в пяти номинациях), "Тартюф". Поставил "Записки сумасшедшего" в Сахалинском международном театральном центре им. Чехова ("Чехов-центр") и "Роман с кокаином" - в Русском театре драмы им. Искандера в Сухуме (Абхазия).

Кстати

19 ноября Театр имени Ленсовета отметит 90-летие. Режиссерами юбилейного вечера выбраны Роман Кочержевский и Федор Пшеничный.

Пьесу Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" поставили в Театре на Васильевском
Драматический театр Санкт-Петербург