Популяризация науки сегодня выходит на новый уровень. Например, все чаще научные разработки используются при написании методических материалов, учебников, о них говорят на лекциях, практикумах. Все это усиливает научный потенциал вуза.
Кроме того, в России наблюдается рост числа научно-популярных мероприятий: проводятся фестивали, выставки и экскурсии по научной тематике.
Еще один важный показатель опроса - более широкое распространение информации о научных достижениях в СМИ. В частности, сегодня заметно растет число интернет-площадок научного направления и электронных научно-популярных изданий.
Кроме того, половина опрошенных уверены в том, что и тренд на популяризацию науки сохранится и в будущем. Так же как и вектор на повышение привлекательности карьеры ученого.
Интересно, что об этом чаще говорили представители технических областей. Авторы исследования связывают это с задачами госполитики по обеспечению технологического суверенитета страны.
Кстати, в исследованиях общественного мнения растет позитивное представление об ученых как о профессионалах, стремящихся сделать жизнь обычных людей лучше. Согласно опросам населения больше половины респондентов хотели бы, чтобы их дети стали учеными.
Также в России в последние годы развивается "научное волонтерство" - когда в ходе какого-то исследования к обработке данных привлекаются люди из ненаучной среды.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:
- Одна из задач Десятилетия науки и технологий - повысить информированность граждан страны о достижениях российских ученых. На разных площадках мы предоставляем возможность узнать о последних научных разработках и вдохновиться технологическими открытиями, которые определяют будущее нашей страны. Так, для знакомства с популяризаторами науки проводится Всероссийская премия "За верность науке". В этом году она пройдет в октябре, а ее лауреаты смогут поехать на еще одно знаковое мероприятие - Конгресс молодых ученых.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ:
- Ученые и инженеры сегодня существуют в мире, который характеризуется избытком информации, и это предъявляет высокие требования к умению руководителя проекта правильно "подать себя". Инженерный или научный проект должен быть не только грамотно задуман и качественно исполнен, необходим еще и вдохновляющий рассказ о нем - как часть, если хотите, маркетингового продвижения. Безусловно, рост числа российских ученых, серьезно занимающихся популяризацией науки, - очень хороший знак.