Демьян Валерьевич, как возник проект?
Демьян Валуев: В 2022 году Беларусь и Россия отметили 30-летие установления дипотношений. В преддверии этой даты Госмузей "Смоленская крепость" начал работу над проектом "Смоленская крепость в артефактах библиотек и архивов Союзного государства". За это время опубликованы уникальные чертежи и письменные источники об истории Смоленской крепостной стены. В результате работы над проектом создана экспозиция, которая рассказывает о строительстве крепости, о ее непростой военной истории.
По сути это визуальная энциклопедия крепости...
Демьян Валуев: На планшетах более 30 редких и уникальных чертежей XVII-XX веков, письменные источники, раскрывающие малоизвестные факты из истории крупнейшей крепости мира. Смоленская крепостная стена является культурным и историческим символом Союзного государства.
Почему остановились на этой цитадели?
Демьян Валуев: Смоленская крепость является одной из самых больших кирпичных крепостей в мире, третьей по протяженности после Великой китайской стены и Константинопольской крепости.
Первое упоминание Смоленска произошло в 863 году - он находился на "пути из варяг в греки" и всегда занимал в истории важное оборонительное значение. С развитием артиллерии деревянные крепости уже не считались неприступными, поэтому в конце XVI века было принято решение о возведении каменной крепости на месте старой.
Знаю, что гордость музейщиков - карта Смоленска XVII века, над которой трудились многие смоленские историки, в том числе и вы.
Демьян Валуев: На карте изображено сердце города - центр Смоленска, и на нем редкостное для русских городов здание - ратуша. На ратуше часы с надписью по латыни: "Если Бог за нас, кто против нас?!" Ратуша не сохранилась. Тогда мы решили показать нашу планшетную выставку об истории Смоленской крепости в Витебске, где ратуша сохранилась, а крепостная стена нет. Стена и ратуша почти ровесники. Они были едины в СССР. Смоленская крепость - памятник военной истории, витебская ратуша - символ древней Беларуси. Это общие корни одного дерева. Смоленск и Витебск не просто географические соседи - это места силы.
Как строилась крепость?
Демьян Валуев: Это была самая крупная стройка на Руси рубежа XVI-XVII веков. Строительство было поручено выдающемуся русскому зодчему Федору Савельевичу Коню, автору Белого города в Москве. Проектируя крепостную стену, Федор Конь решил построить стену из отборного обожженного кирпича гораздо выше прежней, под кирпичной стеной были валуны, число башен гораздо больше, чем в остальных крепостях. Бои в крепости могли идти на трех ярусах.
Цитадель оправдала возложенные на нее надежды?
Демьян Валуев: Конечно, она сполна исполнила свой долг перед Родиной: четыре века служила надежным щитом для западных рубежей Руси, выдерживала неоднократные осады и штурмы. С другой стороны, крепость поражала своей мощью и красотой, являлась настоящим шедевром каменного зодчества. Ее еще называли "Ожерелье земли Русской". Город-ключ Смоленск на западных рубежах страны надежно защищали 38 мощных башен, соединенных километрами неприступных стен. Высота крепостных стен доходила до 19 метров, а ширина - до четырех с половиной. Говорят, по стене можно было свободно проехать на тройке. Крепость позволила задержать у Смоленска 20-тысячное войско польского короля Сигизмунда III, в итоге выиграли драгоценное время, за которое Минин и Пожарский собрали ополчение, выбили поляков из Москвы и освободили Россию от польских интервентов в период Смутного времени. В 1812-м Смоленская крепость снова задержала иноземных врагов, правда, теперь всего на двое суток, но именно это время дало возможность соединиться разрозненным русским армиям, организованно отступить и сохранить войска для будущих побед. До нашего времени уцелело 18 из 38 башен - это около трех километров. В 2018 году было принято решение о масштабной реставрации Смоленской стены, в 2020 году создан музей "Смоленская крепость".
С какой целью создан музей?
Демьян Валуев: Музей "Смоленская крепость" - молодой. Музеефикация крупнейшей кирпичной крепости мира решается музейным коллективом вместе с изучением собраний и архивов библиотек. Выявление разобщенных документов и их введение в научный оборот было осуществлено совместными усилиями специалистов науки, культуры и образования Беларуси и России. Проект охватывает материалы архивных фондов Союзного государства: в первую очередь исследования Ивана Макаровича Хозерова (1889-1947) и Игоря Дмитриевича Белогорцева (1911-1996) - значительная часть этих исследований хранится в Беларуси.
Находки случаются?
Демьян Валуев: Проект развивается. Благодаря трудам археологов появилось более четкое понимание боевого прошлого Смоленской крепостной стены. Например, в 1654 году Смоленск возвращается Московскому княжеству, спустя время витебские кирпичники направляются в Смоленск. Сохранились их имена, фамилии, возможно, найдутся потомки. Новые находки в архивах библиотек Беларуси и России позволяют лучше осветить ряд эпизодов военной жизни крепости. Подземная часть у крепости, как у айсберга. Смоленская крепость - памятник многослойный.
А клады находятся?
Демьян Валуев: Это кому как повезет.
Как сейчас живет цитадель?
Демьян Валуев: Создан музей "Смоленская крепость". Наиболее протяженный участок стены в районе улицы Тимирязева стал излюбленным местом прогулок жителей и гостей города. Здесь можно забраться на стены и башни крепости и ощутить живую связь времен, ее героическую историю. Смоленская крепость, как солдат в старой изношенной шинели, смотрит на нас через века. Около Смоленской крепости после освобождения города в 1943 году от фашистов был создан Сквер памяти Героев. В 1968 году в этом сквере зажег Вечный огонь смолянин Михаил Егоров, водрузивший вместе с Кантарией красное знамя над поверженным Рейхстагом в мае 1945 года.
Ваш проект вошел в число номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства...
Демьян Валуев: Это очень важно, ведь проект соединяет музейные сообщества Беларуси и России. Прочные связи между музеями, архивами и библиотеками Союзного государства станут еще одним зримым свидетельством интеграции в сфере науки и культуры двух наших стран.