Администрация Дональда Трампа в 2018 году в одностороннем порядке вывела США из сделки по ядерной программе Ирана и ужесточила санкции против исламской республики, включая введение ограничений на импорт иранской нефти. Южная Корея, являвшаяся одним из крупных покупателей энергоресурсов у Ирана, для исполнения этих санкций заблокировала в своих банках деньги, предназначенные для оплаты одной из партий нефти.
Теперь госсекретарь США Энтони Блинкен подписал указ, согласно которому американцы не будут применять предусмотренные их санкциями карательные меры за перевод этих денежных средств, который будет проведен в несколько этапов. При этом средства отправятся не в Иран, а на специальные счета банков в Катаре. Власти Ирана получат к ним доступ, но, как утверждает американская сторона, по условиям сделки расходовать эти средства можно будет только на продовольствие и другие гуманитарные нужды.
А вот официальный представитель МИД Ирана Насер Канани Чафи заявляет, что разблокировка иранских активов и обмен заключенными - это "два отдельных вопроса". Тем не менее он выразил надежду на то, что оба вопроса удастся урегулировать "в ближайшем будущем", а Иран получит "полный доступ" к своим активам.
Точные сроки исполнения сделки пока не называются, а СМИ считают, что на это уйдет до двух месяцев. Газета The Washington Post указывает, что президенты Ирана Эбрахим Раиси и США Джо Байден на следующей неделе оба будут находиться в Нью-Йорке для участия в мероприятиях Генассамблеи ООН. По данным издания, европейские дипломаты рассчитывают, что обмен заключенными и разблокировка активов могут создать предпосылки для переговоров насчет возможных условий для новой сделки по ядерной программе Ирана. Контакты на этот счет между Вашингтоном и Тегераном ведутся, однако о конкретике ничего не сообщалось, а предыдущие переговоры по этому вопросу зашли в тупик.
Хотя в госдепартаменте США подчеркивают, что речь не о снятии санкций с Ирана, а о разовой сделке, конгрессмены-"ястребы" ее условиями недовольны. Они требуют добиваться безусловного освобождения заключенных, попутно критикуя Иран за укрепление отношений с Россией и по правозащитной тематике. Глава комитета палаты представителей США по международным отношениям Майкл Маккол считает, что это решение "напрямую мотивирует врагов Америки к захвату ее граждан" в таких целях, называя этот шаг проявлением "слабости". В госдепартаменте отбиваются в том смысле, что санкции США якобы по природе своей "не должны перекрывать поток продовольствия, медикаментов и других гуманитарных товаров и услуг для обычных людей, сколь бы неудобными ни были их правительства" для Вашингтона.