Андрей Николаевич, еще несколько лет назад вряд ли бы история нефтепровода "Дружба" показалась такой актуальной. Но сегодня действующие топливные магистрали взрывают террористы, а поиск виновных напоминает детективный роман. Недавно президент Венгрии пообещал страшную кару тому, у кого возникнет желание разрушить газовую ветку, питающую страну. Если смотреть на годы стройки "Дружбы" с современных позиций, на что вы обратили бы внимание?
Андрей Артизов: "Дружбу" сооружали с 1954 по 1974 год. Уже скоро 50 лет, как началось сквозное прокачивание нефти по магистрали. Но до сих пор она работает и приносит пользу экономикам бывших соцстран. Между тем напомню, что это самый протяженный нефтепровод в мире. В его систему входит 8900 километров трубопровода, причем 5 тысяч по территории зарубежных стран. Его строили, объединив усилия, члены Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ). Это СССР, Польша, Германия, Чехословакия и Венгрия. Причем вклад каждой страны касался и трудовых ресурсов, и производства оборудования. В сборнике опубликованы документы, как в Советском Союзе награждали отличившихся строителей, а среди них и представителей зарубежных стран.
Кому была выгодна "Дружба"?
Андрей Артизов: Это было совместное предприятие, которое отвечало экономическим интересам всех участников. В Советском Союзе понимали, какую роль играет в экономике страны нефтегазовый комплекс. И в частности, экспорт нефти. К слову, строительство нефтепроводов не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. Было сооружено 1,3 тыс. километров.
Однако и страны Европы остро нуждались в топливе. По причине сильного обводнения уменьшила добычу нефти Венгрия. Потом об этом же объявила Румыния. К концу 50-х годов в связи с ускоренным внедрением дизелей и расширением программы тракторных работ в странах народной демократии образовался дефицит в нефти и нефтепродуктах. Они рассчитывали покрыть его за счет поставок из СССР. И представитель ГДР внес предложение рассмотреть этот вопрос на предстоящей X сессии СЭВ в Праге. Мы представляем очень интересные документы, как готовились директивы к этому форуму для советской делегации. Стоит обратить и особое внимание на роль руководства СССР (Хрущева, Брежнева, Суслова, Тихонова, Долгих) в проектировании и принятии окончательного решения.
Дружественно ли откликнулся тогдашний Запад на строительство "Дружбы"?
Андрей Артизов: Успешный ход строительства и его влияние на развитие экономик Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии вызвали, не побоюсь этого современного термина, "санкционное давление" Запада. В нарушение международных торговых отношений ФРГ - поставщик труб большого диаметра - разрывает контракт и отказывает СССР в поставках. Их начали выпускать на Челябинском заводе. Читайте документы.
Впрочем, не все шло гладко. В сборнике есть, например, объяснительная записка зампредседателя госкомитета по газовой промышленности СССР Смирнова члену президиума ЦК КПСС Кириленко о "неудовлетворительном выполнении плана работ строительство объектов трубопроводного транспорта. Кстати, "Дружбу" строил Газстрой, и первые пять лет нефтепровод эксплуатировало газодобывающее ведомство, а потом уже его передали нефтяникам. В сборнике есть акт передачи нефтепровода от газовиков нефтяникам.
Почему все эти документы, даже решения о награждении орденами и медалями, были засекречены практически до момента публикации?
Андрей Артизов: Дело в том, что большая часть опубликованных в сборнике бумаг находится в Российском государственном архиве новейшей истории. Там хранится Архив ЦК КПСС. Основные решения, связанные со строительством газопровода, принимались на высшем политическом уровне. Все документы, исходящие из таких органов власти, как Политбюро или Секретариат ЦК КПСС, имеют гриф "секретно" или "совсекретно". Даже решения о награждении людей. С точки зрения современного законодательства такие вопросы не попадают в перечень, относящийся к гостайне. В отличие от документов, связанных с геологией, природными ресурсами, различными изысканиями. Зачем всем знать запасы наших скважин? Эти данные впрямую влияют на формирование цены нефти или газа, а цена - это экономическая безопасность страны.
Как так получается, что архивные документы рассекречиваются по плану, но вдруг становятся такими актуальными?
Андрей Артизов: План, конечно, есть, но жизнь богаче любых схем. Она подбрасывает такие актуальные сюжеты, и мы понимаем, что нужно открывать свои закрома. Рассекречиванием занимается межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Там работают эксперты из разных ведомств, и они нас в основном поддерживают. Часто готовя большую научную публикацию, мы выходим на документы, которые напрямую связаны с современными событиями. Так было, например, когда шла работа над сборником документов "Об историческом единстве русских и украинцев". Мы натолкнулись на записки первого секретаря Центрального комитета Компартии УССР Владимира Щербицкого, где освещались вопросы национальной политики, отношений государства и церкви, развития демократии. Естественно, все эти документы были очень оперативно рассекречены и попали в публикацию.
Как вы думаете, эта книга о "Дружбе" может заинтересовать Запад, когда дружбы уже нет?
Андрей Артизов: В "недружественных странах" есть наши союзники - ученые, архивисты, которые нормально относятся к России и понимают, что сейчас происходит. Для них документы СЭВа, Госплана, макроэкономики в СССР и своих странах - предмет научного изучения. Да и с прикладной точки зрения - они очень важны. Потому что у хорошего хозяина, при всех законах рыночной экономики, есть бизнес-планы и прогнозы. А сборник - кладезь управленческих решений. Опыт создания крупнейших проектов трубопроводного транспорта, каковым является нефтепровод "Дружба", полезен и познавателен для внимательного и вдумчивого читателя вне зависимости от его политических взглядов.
Андрей Николаевич, на днях вы открыли новое здание архива в Великом Новгороде. На каком этапе сейчас заявленный государством перевод наших архивов из церквей и соборов в более приспособленные для них здания?
Андрей Артизов: За чуть более чем 20 лет мы вернули Русской православной церкви занятые в 20-е годы XX века церкви в 15 регионах. К моменту распада СССР в России осталось больше всего архивохранилищ в культовых зданиях. На Украине к тому времени только один архив был в бывшем храме.
Архивы занимали у нас церкви во всех старинных городах. Приведу в пример Казань. В Благовещенском соборе Кремля - сегодня это кафедральный храм Казанской митрополии - был расположен Центральный государственный архив Республики Татарстан. Сегодня он служат своему предназначению. Процесс освобождения храмов и перевода архивов в новые здания еще не завершен. В конце августа богатейший архив Великого Новгорода - одной из столиц Древней Руси - освободил бывший женский монастырь Святого Духа, получив новое место. Нужно оставить Богу Богово. А архив расположится в прекрасном здании площадью около 11,4 тыс. "квадратов", где будет комфортно и документам, и людям.
На очереди древний Владимир, где более полутора миллионов древних рукописей и свидетельств современной эпохи хранятся в неприспособленных для этого помещениях бывшего храма Воскресения Словущего.
Вы подчеркнули, что на Украине только один храм при распаде СССР был занят архивом. Получается, что там бережнее относились к культовым зданиям в советское время, ограждали их от "непрофильного использования"?
Андрей Артизов: Ну что вы, было все не так. Как и в России, архивы там занимали церковные архитектурные памятники. Но после войны в рамках планирования в СССР в этой республике начали строить архивохранилища. Перевели из храмов все архивы. Единственный остался в храме Каменец-Подольска. Богатая советская республика могла себе позволить все, чтобы сохранить культуру и развивать экономику.
А вот за годы "незалежности" ни одного нового здания не построили. В Севастополе начали возводить городской архив, подняли корпус и бросили. Два года стоял, потом, чтобы достроить, продали два этажа. Но деньги все равно расползлись. Так и не открыли. Его достроила Россия по программе социально-экономического развития Республики Крым.
"РГ" поздравляет уважаемого автора и эксперта газеты Андрея Николаевича Артизова с юбилеем.