Как пояснили в пресс-службе Тюменского экологического объединения, регоператор не имеет права забирать покрышки из мест накопления, ведь такие отходы относятся к числу опасных. Но, если они все же попадают в мусоровозы, их убирают из общей массы еще в зоне разгрузки, а затем ищут подрядчиков для утилизации.
Если бы тем, кто сдает изношенную резину, давали рубли, как, например, за стеклотару или бумагу, проблема, возможно, и не возникла бы. Но это довольно сложный для переработки материал, занимаются им единицы, поэтому не только не платят, но даже принимают за вознаграждение: средний тариф - 500 рублей за комплект шин. Вроде немного за три-шесть лет эксплуатации, но только самые ответственные граждане готовы самостоятельно доставить резину на утилизацию, да еще и оплатить. Прочие же предпочитают потихоньку выкинуть или превратить в неприглядного вида "клумбу".
Весной некоммерческая организация "Круговорот" стартовала с проектом "Шины, сдавайтесь!" - грант на его реализацию от Росмолодежи выиграла волонтер Валентина Приндюк. Предполагалось, что в сезоны "переобувания" авто добровольцы откроют два бесплатных сбора по 10 тонн, но план перевыполнили еще в мае - в короткий срок тюменцы привезли в пункты приема 27 тонн. Собранные шины передали местной компании, занимающейся переработкой, а также производством плитки, бордюров и рулонных покрытий. Сейчас "Круговорот" продолжает работу в аналитическом ключе: собирает информацию о шинных свалках, чтобы составить карту и подготовить доклад для горадминистрации и областного департамента недропользования и экологии.
- Идеи вырастают не только из возможностей, но и из наблюдений. Несколько лет наш волонтер следила, как рядом со станцией техобслуживания у ее дома растет свалка покрышек, писала в мэрию, просила обратить внимание. Ей отвечали: деньги на подобное не заложены. Решили действовать сами. Конечно, мы не можем объять необъятное, тем более что работа с такими отходами, не относящимися к ТКО, да еще четвертого класса опасности, - лицензируемая деятельность, требующая участия переработчиков. Зато мы можем представить чиновникам примеры интересных практик, буквально открыть им глаза на проблему. Они ведь до сих пор считают, что главные накопители шин - СТО, а на самом деле - таксопарки. А ведь они могли бы в цену своих услуг "зашивать" деньги на последующую утилизацию, но им проще вывозить отходы в лес или на нашу базу под покровом ночи, - рассказала директор "Круговорота" Кристина Шелемеха.
Тюменские экоактивисты не первыми взялись за это направление. Много лет вполне успешно "охоту на колеса" устраивают в Петербурге, причем делают акцент именно на ликвидации свалок. Шелемеха добавляет, что такими проектами все-таки должны заниматься не волонтеры, а власти, причем централизованно и системно: коль есть средства на дороги, надо предусмотреть статью расходов и на избавление от старых покрышек.
Еще один вариант решения проблемы - за счет расширенной ответственности производителя. Например, ассоциация производителей и импортеров шин "ЭкоШинСоюз" это делает с помощью специальных программ, позволяющих открывать удобные точки сбора по всей стране. Неплохо было бы подружить этот союз с тюменскими переработчиками и открыть в городе постоянные площадки приемки отходов, не уповая на случайные гранты и не вешая ярмо на автовладельцев. Они и так оплачивают утилизационный сбор, покупая новые шины, - получается какая-то бездонная бочка.
Римма Король, руководитель отдела продаж компании, выступившей партнером волонтеров, считает, что необходимо постоянно информировать граждан о том, что шины не легко, но все же перерабатываются, из измельченной резины делают много нужного.
- Самое распространенное - плитка, травмобезопасное покрытие. Одна из фракций востребована в нефтянке, при строительстве дорог - ее смешивают с асфальтом и битумом для большей износостойкости, напыляют на беговые дорожки, - перечисляет она. - Однако на досках у подъездов многоквартирников нет объявлений, куда сдать старые шины. Поэтому люди несут их к мусорным бакам, хотя это категорически запрещено. К утилизации аккумуляторов и градусников народ привык, а про покрышки еще не усвоил. Но, хотя и небыстрыми шагами, мы все же движемся к закреплению такой привычки: в городе уже как минимум пять компаний, которые принимают и утилизируют шины, ежемесячно старые колеса только к нам привозят в среднем 50 человек.