14.09.2023 08:40
Общество

В Тюмени общественники организовали сбор автошин для утилизации

Текст:  Ирина Никитина (Тюмень)
Российская газета - Экономика УРФО: №207 (9152)
В Тюменской области официально зарегистрировано почти 770 тысяч транспортных средств. В Тюмени на тысячу жителей приходится 350 авто - это приличная цифра. А если учесть, сколько в сибирском городе строится многоуровневых развязок и объездных трасс, в будущем заметный рост числа личных и общественных машин обеспечен. Только вот проблему утилизации отслуживших свое автомобильных шин в областном центре все еще решают силами активистов из народа.
Ответственные автовладельцы сдают шины на переработку, а не вывозят на свалку. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Как пояснили в пресс-службе Тюменского экологического объединения, регоператор не имеет права забирать покрышки из мест накопления, ведь такие отходы относятся к числу опасных. Но, если они все же попадают в мусоровозы, их убирают из общей массы еще в зоне разгрузки, а затем ищут подрядчиков для утилизации.

Такими проектами все-таки должны заниматься не волонтеры, а власти, причем централизованно и системно

Если бы тем, кто сдает изношенную резину, давали рубли, как, например, за стеклотару или бумагу, проблема, возможно, и не возникла бы. Но это довольно сложный для переработки материал, занимаются им единицы, поэтому не только не платят, но даже принимают за вознаграждение: средний тариф - 500 рублей за комплект шин. Вроде немного за три-шесть лет эксплуатации, но только самые ответственные граждане готовы самостоятельно доставить резину на утилизацию, да еще и оплатить. Прочие же предпочитают потихоньку выкинуть или превратить в неприглядного вида "клумбу".

Весной некоммерческая организация "Круговорот" стартовала с проектом "Шины, сдавайтесь!" - грант на его реализацию от Росмолодежи выиграла волонтер Валентина Приндюк. Предполагалось, что в сезоны "переобувания" авто добровольцы откроют два бесплатных сбора по 10 тонн, но план перевыполнили еще в мае - в короткий срок тюменцы привезли в пункты приема 27 тонн. Собранные шины передали местной компании, занимающейся переработкой, а также производством плитки, бордюров и рулонных покрытий. Сейчас "Круговорот" продолжает работу в аналитическом ключе: собирает информацию о шинных свалках, чтобы составить карту и подготовить доклад для горадминистрации и областного департамента недропользования и экологии.

- Идеи вырастают не только из возможностей, но и из наблюдений. Несколько лет наш волонтер следила, как рядом со станцией техобслуживания у ее дома растет свалка покрышек, писала в мэрию, просила обратить внимание. Ей отвечали: деньги на подобное не заложены. Решили действовать сами. Конечно, мы не можем объять необъятное, тем более что работа с такими отходами, не относящимися к ТКО, да еще четвертого класса опасности, - лицензируемая деятельность, требующая участия переработчиков. Зато мы можем представить чиновникам примеры интересных практик, буквально открыть им глаза на проблему. Они ведь до сих пор считают, что главные накопители шин - СТО, а на самом деле - таксопарки. А ведь они могли бы в цену своих услуг "зашивать" деньги на последующую утилизацию, но им проще вывозить отходы в лес или на нашу базу под покровом ночи, - рассказала директор "Круговорота" Кристина Шелемеха.

Изменится ли стоимость упаковки после введения новых нормативов по утилизации

Тюменские экоактивисты не первыми взялись за это направление. Много лет вполне успешно "охоту на колеса" устраивают в Петербурге, причем делают акцент именно на ликвидации свалок. Шелемеха добавляет, что такими проектами все-таки должны заниматься не волонтеры, а власти, причем централизованно и системно: коль есть средства на дороги, надо предусмотреть статью расходов и на избавление от старых покрышек.

Еще один вариант решения проблемы - за счет расширенной ответственности производителя. Например, ассоциация производителей и импортеров шин "ЭкоШинСоюз" это делает с помощью специальных программ, позволяющих открывать удобные точки сбора по всей стране. Неплохо было бы подружить этот союз с тюменскими переработчиками и открыть в городе постоянные площадки приемки отходов, не уповая на случайные гранты и не вешая ярмо на автовладельцев. Они и так оплачивают утилизационный сбор, покупая новые шины, - получается какая-то бездонная бочка.

Римма Король, руководитель отдела продаж компании, выступившей партнером волонтеров, считает, что необходимо постоянно информировать граждан о том, что шины не легко, но все же перерабатываются, из измельченной резины делают много нужного.

- Самое распространенное - плитка, травмобезопасное покрытие. Одна из фракций востребована в нефтянке, при строительстве дорог - ее смешивают с асфальтом и битумом для большей износостойкости, напыляют на беговые дорожки, - перечисляет она. - Однако на досках у подъездов многоквартирников нет объявлений, куда сдать старые шины. Поэтому люди несут их к мусорным бакам, хотя это категорически запрещено. К утилизации аккумуляторов и градусников народ привык, а про покрышки еще не усвоил. Но, хотя и небыстрыми шагами, мы все же движемся к закреплению такой привычки: в городе уже как минимум пять компаний, которые принимают и утилизируют шины, ежемесячно старые колеса только к нам привозят в среднем 50 человек.

Тюмень Экология