По словам собеседника агентства, "ракета не новая, как и самолет, но раньше они в одном комплексе не применялись, и новое решение повышает вариативность применения как ракеты, так и самолета".
Эта новость не вызвала большого ажиотажа в СМИ. А ведь она более сенсационна, чем известие о том, что Су-34 теперь может нести и гиперзвуковые ракеты комплекса "Кинжал".
Дело в том, что крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести Су-34, хотя тип ее и не назван, скорее всего относится к стратегической. Во всяком случае раньше их носителями являлись только стратегические Ту-95 и Ту-160, а также дальний, почти стратегический Ту-22М.
Таким образом, Су-34 - первый в мире тяжелый истребитель, получивший возможности стратегического ракетоносца.
Су-34, вне всякого сомнения, самолет уникальный. Сопоставимых с ним по боевым и летно-техническим характеристикам нет ни в одной стране мира. В нем сочетаются возможности тяжелого истребителя, дальнего перехватчика и бомбардировщика. А теперь и ракетоносного стратега. Кстати, на Су-34 установлено 7 мировых рекордов, не побитых до настоящего времени.
Самолет имеет 12 точек подвески, на которых способен нести до восьми тонн различного вооружения. На нем также установлена 30-мм пушка ГШ-30-1 - на случай ближнего воздушного боя. В варианте перехватчика у Су-34 под крыльями могут быть ракеты "воздух-воздух" различных типов, в том числе бьющие на сотни километров. А еще он может нести целый комплекс систем радиоэлектронной борьбы. Экипаж - 2 человека. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полета - 4000 км.
У Су-34 один из лучших в мире оптико-электронных комплексов. И отличная радарная система.
А теперь о крылатых ракетах большой дальности. Их у нас три типа - Х-32, Х-35 и Х-101, не считая различных вариаций этих ракет.
В сообщении информагентства говорится, что "ракета не новая". Поэтому Х-101 можно исключить как новейшую разработку отечественного ВПК. Остаются Х-32 и Х-55. Обе они уже применялись в зоне СВО. По целям в глубине территории противника пускали их стратегические Ту-95, Ту-160 и дальний Ту-22М3М. Имеет смысл рассмотреть эти крылатые ракеты более детально.
Долгое время X-32 считалась исключительно противокорабельной и была одной из самых секретных. Ее вес 5780 кг, тип обычной боеголовки - фугасно-кумулятивный, масса боевой части около 500 кг, может нести ядерный заряд. Дальность полета до 1000 км. Одна такая ракета способна без проблем потопить авианосец, прорвав его противовоздушную оборону. Считается, что эту ракету средствами ПВО перехватить невозможно. После отделения от самолета-носителя она резко набирает высоту 40 км и летит к цели со скоростью 5000 км/ч. Подойдя к намеченной точке, переходит в крутое пикирование и на гиперзвук. Бьет без промаха.
С началом СВО выяснилось, что Х-32 прекрасно работает по наземным целям. Их стали пускать с глубоко модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М и точечно поражать самые важные цели в глубоком тылу противника. Если эту ракету адаптировали к Су-34, то высокоточные и неотразимые удары по штабам, инфраструктуре и арсеналам ВСУ значительно повысятся.
Другая ракета Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте. Предназначена для использования против важных наземных стратегических объектов противника с заранее разведанными координатами.
Скорость Х-55 варьируется от 720 до 830 км/ч. Дальность полета до 2500 км. Масса фугасной боевой части 410 кг, боезаряд может быть ядерным. Высота полета на маршевом участке от 40 до 110 метров.
Х-55 также ранее применялась в СВО со стратегических бомбардировщиков. С их помощью выполнялись удары по местам базирования живой силы и техники противника, по военной инфраструктуре, объектам двойного назначения и т.д. Ракеты показали свою способность достаточно эффективно проходить через противовоздушную оборону и наносить критический урон целям или вовсе уничтожать их.
Адаптация любой из крылатых ракет - Х-32 или Х-55 к Су-34 станет головной болью не только командования ВСУ, но и НАТО. И вот почему.
Эксперты уверены, что удар по Севастополю крылатыми ракетами дальнего действия был бы невозможен без поддержки и даже прямого участия НАТО.
Во-первых, ракеты были ранее переданы Украине Британией и Францией. Во-вторых, первоначальная разведка и целеуказание обеспечивались при помощи космических аппаратов США и натовских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS. А в-третьих, как считают специалисты, бомбардировщики, предположительно Су-24, с которых будто бы пускали мощные ракеты, могли изначально базироваться и снаряжаться в одной из стран НАТО, граничащих с Украиной. Взлетев оттуда, они на бреющем полете перелетали границу и садились на аэродром подскока уже на украинской территории, на который и возвращались после пуска своих ракет. Поразить украинские бомбардировщики на этих аэродромах подскока мы могли. Но ракетами, пускаемыми со стратегических Ту-95 или Ту-160. А каждый их вылет фиксируется технической разведкой НАТО, данные о маршруте полета и тем более пусках ракет сразу передаются командованию ВСУ, которое, естественно, предпримет меры для вывода своих самолетов из-под удара.
Теперь все может измениться. Реагировать на каждый вылет фронтового Су-34 проблематично. И какое оружие конкретный самолет несет на борту, сказать трудно. Между тем под прицелом и в зоне досягаемости его ракет могут оказаться самые тыловые аэродромы Украины.
После довооружения Су-34 стратегическими крылатыми ракетами, не только ПВО Украины, но и НАТО будут вынуждены переходить на более интенсивный режим работы. А это приведет к перегрузке всех систем с вытекающими последствиями.
Можно уверенно сказать, что превращение фронтового Су-34 в носителя дальнобойных крылатых ракет значительно усилит ракетоносную компоненту ВКС, в том числе в зоне СВО. И число носителей стратегического оружия у нас увеличится.