В первой половине 2023 года в Россию импортировали всего 1033 тысячи ноутбуков, при том, что в 2021 году было ввезено 4802 тысячи устройств. Такие данные приводит аналитический центр GS Group. Однако эксперты считают такие показатели закономерными и не видят повода для беспокойства.
В отчете также отмечается изменение структуры российского рынка. Из числа прежних лидеров выбыли американские бренды HP и Dell, а Apple потеряла 50% доли рынка, с 8% до 4%. Наиболее драматично выглядит падение HP и Dell. Так доля HP c 23% в 2021 году сократилась до 3% в 2023, а поставки Dell C 210 тысяч устройств в 2021 рухнули до 7 тысяч в первой половине этого года.
Интересно, что во втором квартале 2023 года доля параллельного импорта достигла 61% от общего числа завезенных ноутбуков. Этот показатель не учитывает поставки из стран ЕАЭС с учетом, которых доля такого типа импорта будет еще выше.
При этом аномальные низкие показатели импорта не вызывали дефицита на рынке. "Снижение объемов импорта ноутбуков произошло еще в 2022 году. Причин тут несколько. Во-первых, за время пандемии 2020-2021 годов произошло перенасыщение рынка ноутбуков из-за повышенного спроса для удаленной работы. Далее в 2022 году Россию покинула часть западных компаний, в результате упал корпоративный спрос на ноутбуки. Поэтому несмотря на снижение поставок, дефицита ноутбуков в России нет", - говорит руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков.
По его оценке, спрос на ноутбуки в России до пандемии COVID 19 составлял 2,5 млн штук, а во время пандемии вырос до 4-5 млн штук. Сегодня реальный постоянный спрос на ноутбуки в России составляет 3,5 млн штук в год из-за закрепления в бизнесе практики удаленной работы.
Эксперты считают, что российский рынок ноутбуков находится на нижней границе спроса и дальнейшее его снижение маловероятно.
По мнению гендиректора аналитического агентства "ТМТ Консалтинг" Константина Анкилова, место американских брендов занимают преимущественно китайские производители, а так как их продукция дешевле, спад в деньгах по рынку в сравнении с первой половиной 2022 года может составить 25-30%. "По итогам всего 2023 года динамика, возможно, будет лучше - второе полугодие 2022 года рынок жил уже в санкционных реалиях", - отмечает эксперт.
Сокращение рынка ноутбуков в 2023 году нельзя назвать только российским феноменом. Согласно данным аналитической компании Canalys, если в первом квартале 2021 года на глобальный рынок было поставлено 90 млн ноутбуков, то в первом квартале 2023 года меньше 60 млн.
"В мире и особенно в Европе падение рынка ноутбуков также началось в 2022 году по двум причинам: во-первых, произошло перенасыщение за время пандемии, во-вторых, началось снижение деловой активности. Поэтому в отличие от России падение спроса на ноутбуки в мире продолжится и в 2024 году двузначными темпами", - считает Сурков.
Главными бенефициарами переформатирования российского рынка оказались: Huawei, которая увеличила свою рыночную долю с 5% процентов в 2020 году до 15% в 2023, тайваньская MSI - рост c 4% до 7%, российская DIGMA, выросшая до 4%, а также китайские MAIBENBEN и ThundeRobot, которые заняли по 3%. Три процента рынка получила и российская Irbis в 2020, имевшая лишь 1 % в 2020 году. Заметно упали, но продолжают занимать сильные позиции Asus - 10% рынка, и Acer c Lenovo, по 6% каждая.
Самым популярными в России, по оценке аналитиков GS Group, во втором квартале стали следующие модели ноутбуков:
- Huawei - MateBook D 15 (BoD-WDH9) и MateBook D16 (RLEF-X);
- Asus - M1603Q и M1702Q;
- Apple - MacBook Air A2337 и MacBook Air A2681;
- ThundeRobot - 911 X WILD HUNTER G3 XD и 911 PLUS G3 PRO;
- Honor - MagicBook 14 NMH-WDQ9HN;
- MSI - MS-14J1;
- LENOVO - V15 G3 ABA и LENOVO V15 G2 ITL.
При этом нельзя не отметить значительный прирост рыночной доли российских брендов, которая во втором квартале 2023 года достигла 16% против 3% в 2021 году. По мнению Суркова, в России постепенно разворачивается реальное производство ноутбуков (именно производство в России, а не в Китае под российскими брендами).
"На данный момент его объем не превышает 10-15% всего рынка и в основном фокусируется на B2G и частично на B2B, что уже не мало, особенно в условиях санкций. При сохранении темпов развития российского производства вычислительной техники и усилении необходимой господдержки, российские производители к 2025 году смогут занять 30% рынка ноутбуков, то есть весь госсектор, большую часть B2B и частично B2C", - уверен Сурков.
Главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов считает, что сегодня основная доля производящихся в РФ ноутбуков ("Аквариус", F+, "Бештау") приходится на корпоративное импортозамещение и госзакупки.
"В этом случае клиенты покупают не только ноутбуки как устройство, но и поддержку, расширенное гарантийное обслуживание, либо поставки запчастей, а в некоторых случаях и развертывание промышленного или корпоративного ПО. В итоге все формируется в один большой контракт, в котором цены самих ноутбуков варьируются в зависимости от совокупных условий от заказчика, - отмечает эксперт и продолжает. - Если же под российскими ноутбуками понимать российские бренды ноутбуков, производящихся в Китае, то пока за исключением игровых ноутбуков от Ardor Gaming российские компании занимают по большей части сверхнизкий ценовой сегмент "до 25 тысяч рублей" с экстремально маломощными комплектующими и выглядят безальтернативно в сетевых магазинах (DNS, "Ситилинк", "М.Видео", "Эльдорадо"), но на маркетплейсах с трансгран-торговлей (AliExpress, Ozon Global) им находятся и более укомплектованные альтернативы. Правда, как и полагается в трансграничной торговле, без локальной российской гарантии".