Алевтина Анатольевна, как началась учеба, в том числе и на новых программах? Абитуриенты заметили разницу при поступлении?
Алевтина Черникова: В этом году пять тысяч первокурсников стали частью мира МИСИС в Москве и наших шести филиалах. Мы получили на 8,5 тысячи заявлений больше, чем в прошлом. Средний конкурс - 50-60 заявлений на место. Более 80 процентов первокурсников имеют индивидуальные достижения - аттестаты с отличием, дипломы призеров или победителей всероссийских олимпиад.
Абсолютно все абитуриенты подали документы в электронном виде, в том числе две третьих - через суперсервис "Поступи в вуз онлайн". Треть из них пришли в вуз лично, посмотреть, познакомиться с нашей атмосферой.
Мы рассматриваем пилотный проект как следующий шаг в развитии образовательной модели университета. В ее основе - интеграция науки и образования, обеспечение необходимого уровня фундаментальной подготовки и практических навыков студентов в рамках единого образовательного пространства, усиление роли работодателей в разработке, реализации и оценке образовательных программ, увеличение объема практической подготовки в каждой программе, внедрение персонифицированного подхода, обеспечивающего постоянный рост мотивации студентов к обучению, подготовка конкурентоспособного специалиста за счет интеграции образовательной, научной, инновационной и внеучебной деятельности.
Ваши ключевые направления - материаловедение, металлургия, технология машинного оборудования, электроника... Все это пользуется спросом у вчерашних школьников?
Алевтина Черникова: Мы видим, что сохраняется рост интереса школьников к техническим и инженерным специальностям. Наш первый курс - действительно яркие, талантливые, целеустремленные молодые люди. Например, есть юноша, победитель и призер пятнадцати профильных олимпиад! Ну, это ли не мотивация?
Знаю, что в НИТУ МИСИС не первый год действует система, когда специализацию можно выбрать не сразу, а через два года. В чем особенность?
Алевтина Черникова: Задача университета подготовить специалистов, способных конкурировать на рынке труда. Наши первокурсники начинают учиться в Институте базового образования, где проходят фундаментальную подготовку, получают ту основу, которая позволяет создать фундамент для дальнейшего формирования образовательной и профессиональной траектории. Это углубленное изучение "базы" - физики, химии, математики и пр. Еще очень важно с первого курса погрузить студентов в атмосферу научного поиска.
Большинство студентов приходят уже с твердым решением, кем быть. Но есть и те, которые в свои 16-18 лет еще не до конца определились. Это нормально. Очень важно дать им возможность понять, для чего они изучают ту или иную дисциплину, куда смогут пойти на старших курсах. Поэтому в течение первых двух лет проводим углубленную профнавигацию, чтобы в конце второго курса они при необходимости могли уточнить свой выбор. Именно поэтому мы приглашаем и наших ведущих ученых прочитать часть курса в начале обучения. Например, профессор с мировым именем Алексей Устинов читает у нас лекции по физике на первом и втором курсе. Из ЦЕРНа приезжает профессор Андрей Голутвин. Они ведут у нас магистерские, аспирантские программы, но также встречаются и с первокурсниками.
Вы говорите, что фундамент закладывается в первые два года. Мы привыкли, что у нас в целом высшее образование - фундаментальное. Нет противоречий?
Алевтина Черникова: Сейчас невозможно получить единожды даже очень качественное образование, и всю жизнь использовать только этот опыт. Мир очень быстро меняется, и нам с вами приходится учиться буквально каждый день. Два года мы посвящаем фундаментальному образованию, которое потом расширяется профессиональной компонентой. Именно это дает возможность учиться и познавать новое в течение всей жизни. А умение и желание учиться сегодня самая главная компетенция, которая востребована у работодателей. Не случайно ведущие университеты страны формируют систему непрерывного образования, чтобы на каждом витке своего профессионального развития человек мог вернуться в вуз и получить те необходимые знания, которые ему нужны в определенный период жизни.
Как чувствуете, будут трудности у вузов с переходом на новую систему?
Алевтина Черникова: Очень важно взвешенно подходить к изменениям, которые происходят, сохраняя все то лучшее, что накоплено отечественной системой образования за предыдущие периоды. А пилотный проект позволит как раз выявить и апробировать лучшие практики, которые потом будут распространяться в целом на систему высшего образования. Например, несколько лет назад мы разработали программу интегрированной магистратуры и аспирантуры. Как вы знаете, в магистратуре сегодня учатся два года, а в аспирантуре по техническим специальностям - четыре. Мы сократили эти треки на год, максимально связав их с научно-исследовательской деятельностью и установив жесткие рамки отбора. Результат превзошел наши ожидания. Все студенты участвуют в реальных научных исследованиях. Они уже сами обладатели грантов, патентуют изобретения, публикуются в лучших журналах России и мира. Такие талантливые студенты мотивируют нас создавать для них новые возможности. И сегодня в университете можно защитить диплом не только в обычном формате, но и в виде стартапа или исследования. Наши "интегрированные" магистры в основном выбрали исследование.
А что с аспирантурой? Она станет более востребованной в новой системе высшего образования?
Алевтина Черникова: МИСИС - университет науки и технологий, поэтому вопрос аспирантуры для нас очень важен. Мы наблюдаем рост интереса наших студентов к научной деятельности. С каждым годом растет количество обучающихся по аспирантским программам. Сейчас у нас более 60 процентов вузовских ученых - молодежь.
Конечно, увлекательный мир науки нужно показывать детям еще в школе. А уж студентов прямо с начальных курсов погружать в атмосферу научного поиска именно для того, чтобы они могли понять, в чем их призвание. Для повышения эффективности аспирантуры нужно очень много усилий. У вуза, который открывает набор на программы аспирантуры, должна быть актуальная научная повестка. Нужно создавать студенческие научные общества, конструкторские бюро. У нас, кстати, такое есть, его возглавляет наш выпускник.
Мы все помним зимнюю Олимпиаду в Сочи. Так вот, факел этой олимпиады создавался у нас. Форму разрабатывал дизайнер с мировым именем Владимир Пирожков, который возглавляет инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности НИТУ МИСИС, а математическую модель рассчитывали наши тогда еще студенты из конструкторского бюро Дмитрий Васильев и Алексей Карфидов. Один из них возглавляет сейчас кафедру инжиниринга технологического оборудования.
Вы часто говорите о бизнес-партнерах. Это неотъемлемая часть любого университета? Без таких партнеров вуз может развиваться?
Алевтина Черникова: Сегодня Университет МИСИС сотрудничает с 1647 академическими и бизнес-партнерами, с каждым из которых у нас есть научный, образовательный, инфраструктурный или социальный проект. Ежегодно действуют несколько десятков стипендиальных и грантовых программ. Например, в этом году абитуриенты, которые показали максимальные результаты при поступлении, получили стипендию от одного из партнеров.
Вместе мы обсуждали и участие университета в пилотном проекте, в котором усиливается роль работодателя в разработке, реализации и оценке образовательных программ. Вузу очень важно найти баланс между фундаментальной подготовкой и практической применимостью полученных знаний. В настоящее время процент трудоустройства выпускников - 95. Наша цель: чтобы к моменту окончания университета каждый выпускник нашел свою компанию мечты.
Недавно на Всероссийском съезде учителей физики прозвучало предложение: принимать в вузы на технические направления по трем обязательным ЕГЭ - физике, математике и информатике - и зачету по русскому языку. Что думаете?
Алевтина Черникова: Без уверенной физики "на входе" невозможно учиться в техническом университете, в МИСИС это однозначное требование. Но нужно поднимать на новый уровень преподавание физики в школе. Увы, мы видим отрицательную динамику: каждый год все меньше школьников на ЕГЭ выбирают физику. Вузам нужно активнее работать со школами, разрабатывать программы профессиональной навигации, заинтересовывать! У нас в подобной программе ежегодно участвуют около 300 тысяч школьников со всей России и других стран.
Нельзя не спросить у ректора про стипендии. Нужно ли повышать академическую стипендию или правильнее стимулировать студентов грантами?
Алевтина Черникова: Естественно, каждый вам ответит, что чем больше будет размер стипендии, тем лучше. Но мы идем как раз по второму пути, когда студенты на конкурсной основе могут получить дополнительную стипендию от бизнес-партнеров. И это не просто финансовая поддержка за хорошую учебу, это признание их потенциала как будущих специалистов. А в магистратуре и аспирантуре они уже могут претендовать на гранты научных фондов. Это бесценный опыт работы в научном коллективе.
Скажите, вы часто со студентами встречаетесь?
Алевтина Черникова: Вот как раз прямо сейчас, после разговора, иду на такую встречу с нашим студенческим активом, чтобы уточнить цели, задачи на предстоящий учебный год. Любой студент может задать вопрос и ректору, и проректорам, и директорам институтов в рамках проекта "Открытый ректорат". Два раза в год мы встречаемся со студентами очно, и тут уже нравятся вопросы или не нравятся, отвечаем на все. Также вопросы и предложения принимаются круглосуточно в цифровом формате через наш сайт.
А вы знаете, чего хотят ваши абитуриенты?
Алевтина Черникова: Мы ежегодно спрашиваем, что для них важно, проводя анкетирование. В подавляющем большинстве они хотят решать масштабные задачи национального или глобального уровня. Кроме того, все они ждут персонифицированного подхода. А еще... еще они просто хотят быть счастливыми.
У вас в фойе стоит красный рояль. Зачем он в техническом университете?
Алевтина Черникова: Все университеты должны уделять особое внимание формированию среды креативности и творчества, позволяющей раскрыть способности и таланты каждого обучающегося.
Мое глубокое убеждение, что выпускники любого вуза должны быть всесторонне образованными людьми. Они должны соприкасаться не только с миром науки и образования, но и с миром искусства, с миром музыки, театра. В прошлом году у нас стартовал проект "Музыкальная среда". Этот рояль звучит регулярно. Настоящие музыканты, например, из Академии им. Гнесиных, исполняют совершенно определенный репертуар, который мы заранее обсуждаем и анонсируем нашим студентам. Те же "Времена года в произведениях композиторов разных стран". Все наши первокурсники в обязательном порядке ходят в театр. Затем пишут эссе. А еще у нас есть такие проекты, как "Бесконечная наука", "Технология успеха", "Персональная эффективность", "Рождественские лекции" и многие другие. Жизнь в университете кипит до позднего вечера. Это мир возможностей МИСИС. Многогранность - наша ДНК.