Сложно возразить. Опустим рассуждения на тему "кто виноват?". Сразу к главному - что делать? Об этом беседую с автором.
Святослав Юрьевич, вы предлагаете погружать школьников в историю, дав им поспорить с историческими персонажами Петром I, Петром Столыпиным и пр. Которые придут на уроки благодаря искусственному интеллекту. А как это?
Святослав Рыбас: Помню себя школьником, ожидающим от урока погружения в некую тайну, откровения, но в итоге - разочарование. Зазубривание дат, статистики, пропагандистских лозунгов откровением не являлось. Мой личный опыт (шесть книг в серии "Жизнь замечательных людей" и пьесы об исторических деятелях, поставленные в московских театрах) подвели меня к антипедагогической мысли: требуется иной метод, который позволил бы школьнику стать, нет, не рабом истории, а ее участником. И я написал "Большую империю". Как эксперимент. В издательстве "Русское слово - учебник" выпустили ее маленьким тиражом.
Вы говорите, что "исторические персонажи придут на урок". Нет, в реальности, конечно, никто никуда не приходит. Тогда что же? Например, в моем тексте на уроке, посвященном Ивану Грозному, о котором школьники говорят цитатами из интернета ("деспот кровавый" и т.д.) появляется "главный специалист" по тому времени - сам царь Иван Васильевич. И начинается диалог. Можете возразить: мол, это не школьный урок, какой-то киносценарий, фантастика. Вот и хорошо, что это вас задевает. Более того, за царем в следующих уроках появляются и Петр Великий, и Екатерина Великая, и другие. А кроме того, появляются в каких-то моментах и предки наших учеников. Главные герои - ученики, которые должны понять драматургию исторического процесса и изменить свое отношение к прошлому.
Могу побывать на таком уроке?
Святослав Рыбас: В нескольких гимназиях идет подготовка к таким экспериментальным урокам. В одних вариантах это групповая (по ролям) читка школьниками "Большой империи" с последующим обсуждением, в других - постановка в школьном театре. Мои ключевые герои - гимназисты. Они, самостоятельно мыслящие, пользующиеся информационными возможностями интернета, могут спорить со старшими, всем 16 лет. Вначале относятся к затее Учителя свысока. В итоге проникаются величием отечественной истории и пониманием ее значения для каждого.
Кстати, в стране семь тысяч школьных театров. В их отношении есть специальный план министерства образования, однако, насколько знаю, есть немалая проблема с выбором репертуара.
Компьютерная версия Петра I: это программа, где царь будет излагать "правильные истины"? Или нейросеть с возможностью самообучения? С таким царем можно спорить?
Святослав Рыбас: Говорить о компьютерной версии еще рано. В моем варианте есть четыре участника - учитель, цари, школьники, информация компьютера (справочная в своей основе). То, что компьютер назван "Иван Ивановичем" ("искусственным интеллектом"), - это литературный прием, не более. "Правильные истины Петра" - выводы, которые делаются на основании обсуждения в классе подлинной обстановки того времени - экономики, геополитики, состояния промышленности, технологий и т.д. То есть наш "Петр" вместе со школьниками делает выбор исторического действия. И задаемся вопросом: у него были иные варианты, кроме избранного?
Представим: идет урок истории. Вы в роли учителя, Петр I - искусственный интеллект в роли самого себя, я - ученик. Дерзкий. Встаю, спрашиваю: а чего же ты, государь, после Полтавской битвы приглашал в шатер пленных генералов и поднимал тосты за их здоровье, называл "учителями". Карл XXII - кровавый садист, его генералы казнили пленных русских солдат после боя. Хорошие учителя...
Святослав Рыбас: Во-первых, есть правило оценивать исторических героев не с точки зрения нашего просвещенного времени, а по условиям тогдашнего. Правило часто забывается, и напрасно. Однако в случае действия этого правила многое из того, что сегодня кажется неприемлемым, будем воспринимать просто как реальность. Во-вторых, шведская армия была технологически совершеннее российской, ее легкие пушки доминировали на поле брани. Тут было чему поучиться. А что было с 20 тысячами пленных шведов? Петр многих направил на строительство заводов. Русская фамилия "Шведов" - отзвук того решения императора.
Поэтому задача историка - не оценивать героя, а показать обстоятельства, которые диктовали ему те или иные решения. Еще старик Гегель утверждал, что обстоятельства важнее характера самого героя. Мы же привыкли "оценивать".
Когда я учился в школе, граф Аракчеев подавался деспотом. Но сейчас говорят, что его деспотизм гипертрофирован. И так со многими, вплоть до Сталина и Хрущева. Как быть, если грехи и заслуги царей и вождей постоянно переоценивают?
Святослав Рыбас: Взять "деспота" Аракчеева. Что мы знаем о нем? А ведь это один из "отцов" победы России в Отечественной войне 1812 года. Русскую артиллерию можно назвать "аракчеевской". Или взять декабристов, "которые разбудили Герцена". В их вооруженном протесте против монархии, кроме моральных требований, были и иные обстоятельства: их экономические интересы были задеты реформами министра финансов Гурьева, который изыскивал средства залатать госбюджет после расходов в войне с Наполеоном.
Представляю, как непросто современному педагогу, который учился по каноническим учебникам, открывать многообразия исторических обстоятельств и, что еще труднее, выводить некий баланс. Свою "Большую империю" я показывал руководителям Российской академии образования, надеясь на конструктивный разговор. Этого не случилось. Например, ссылка в моей книге на реформы Гурьева, ударившие по дворянским поместьям, вызвала неадекватную реакцию, будто я покусился на каноны.
А я действительно "покусился", но не на каноны, а на методы преподавания истории и предложил конкуренцию интернетовским "урокам".
В РФ на 1000 человек - один историк. Не хватает даже учителей, которые практикуют "общепринятые методы" преподавания. Где же взять педагогов, которые будут преподавать историю по-новому?
Святослав Рыбас: На первом месте - понять, что назрела проблема. Выпуск новых учебников под редакцией Владимира Мединского и Анатолия Торкунова - ее отражение. Там много оригинального, правда, нет "исторической драматургии". В целом движение идет. Академик Торкунов в рукописи прочитал "Большую империю" и оценил проект как уникальный. Решили предложить Институту развития интернета создать такой своеобразный учебный курс для массовой аудитории. Я встречался с директором института, встретил большую заинтересованность. Но пока что дело поставлено на паузу.
Идет битва за умы. И как только мы создадим свой виртуальный образ Рюрика или маршала Жукова, оппоненты попытаются на это ответить. Как думаете, чем?
Святослав Рыбас: Уверены, что "мы создадим", а не будем вынуждены плестись в хвосте? Напомню высказывание "друга России" Збигнева Бжезинского: в культурном противостоянии ансамбль "Битлз" победил русский Большой театр.
И что это будет: новый этап кибервойны за умы молодежи?
Святослав Рыбас: Война за умы идет со времен Рождества Христова. Меняются только идеи и методы. Не кажется ли вам, что мы воюем одной рукой, а вторая загружена нашими "антигероями" типа Ивана Грозного и графа Аракчеева? Напомню мысль Василия Ключевского: "Прошедшее бесследно не проходит; ушли только люди, его делавшие... Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают, а ломаются по чьему-то детскому капризу".
Когда такие уроки истории могут запустить в наших школах?
Святослав Рыбас: Задайте этот вопрос руководству Института развития интернета. Я же могу предложить ответить на него Петру Алексеевичу. Он умел находить ответы на сложные проблемы.
Святослав Юрьевич Рыбас - писатель-историк, драматург, автор многих политических биографий в серии "ЖЗЛ", учебного пособия для студентов, романов, исследований и пьес. По его повести "Зеркало для героя" снят одноименный фильм.