Мнение экспертов
Андрей Гурулев, депутат Комитета Госдумы по обороне, генерал-лейтенант, экс-командующий 58-й армией Вооруженных сил РФ (Telegram-канал):
"Все время с начала острой фазы конфронтации с США и их сателлитами мы шли по вражескому сценарию. Они наращивали поставки оружия, диктовали условия, начиналось всё с касок и бронежилетов, закончилось дальнобойными крылатыми ракетами Storm Shadow. Рассматривается возможность поставки ракет ATACMS.
А сейчас мы сделали не шах, а мат. Сейчас Россия диктует условия дальнейшего продолжения всей этой истории. Встреча с северокорейским лидером - ключевой, переломный момент именно этого противостояния. Предельно понятно, почему такая паника на Западе. Не ожидали, если и ждали, то не в таком формате, уж точно не на космодроме, где передовые ракетные технологии Российской Федерации. Дело не в атомных подводных лодках, которые Россия в состоянии помочь построить Северной Корее, дело в том, что многогранное сотрудничество намного шире и важнее. Четко заявлены интересы в Юго-Восточной Азии. Предельно понятно, что гегемония США находится под угрозой. Предельно понятно, что не нам надо отвечать, а американцам, им надо думать, что делать дальше, как поставлять оружие на Украину.
Сотрудничество с Северной Кореей предполагает не только саму Северную Корею, конечно, там громадное влияние нашего большого соседа Китая, это не надо отрицать. Закулисье происходящего сегодня намного главнее в рамках не только военно-технического сотрудничества, конечно, то же снабжение Северной Кореи энергоносителями даст возможность их промышленности перейти на новые рубежи.
Наконец-то мы забыли про поклонение Европе, начали сегодня создавать новый многополярный мир, это крайне важно. Мы живем в поворотном моменте истории, когда мы начали диктовать свои условия".
Игорь Коротченко, руководитель Центра анализа международной торговли оружием (РИА Новости):
"В новой военно-политической конфигурации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где активны попытки США и других ведущих западных стран сколотить антикитайские и антироссийские военные блоки - это и AUKUS, и другие форматы, - целесообразно провести военно-стратегические консультации высокого уровня России, КНР и Северной Кореи на предмет оценки обстановки и выработки мер совместного реагирования на новые вызовы и угрозы.
Военно-политическая ситуация после начала спецоперации изменилась, и в этих условиях российской дипломатии надо рассматривать Пхеньян как надежного партнера во всех сферах, где такое партнерство будет обоюдовыгодно и даст ощутимый результат.
Северная Корея является производителем первоклассных артиллерийских систем различного калибра, которые полностью совместимы с российскими системами по калибру и номенклатуре используемых боеприпасов.
Кроме того, у КНДР есть выдающиеся достижения в области реактивной артиллерии, в частности реактивных систем залпового огня калибром 600 миллиметров - это абсолютно беспрецедентно, ряд других достижений в области создания образцов военной техники для Сухопутных войск.
В свою очередь, первостепенный интерес Пхеньяна представляет сотрудничество по космосу. Страна уже обладает развитой ракетной промышленностью.
В этом плане Россия могла бы предложить совместное проектирование и запуск спутников различного назначения для Северной Кореи, строительство на территории КНДР центров приема и обработки спутниковой информации. Любое мирное освоение космоса, вплоть до запуска северокорейского космонавта, вполне допустимо, когда мы будем реализовывать проект перспективной российской орбитальной станции.
Кроме того, для Северной Кореи критично важны поставки продовольствия и энергоресурсов из России.
Переговоры, которые проходят между лидерами России и КНДР, безусловно, носят закрытый характер, поэтому в публичном поле детали озвучены не будут по вполне понятным причинам. Как и на каких условиях будет это осуществляться, определится характером заключаемых соглашений, о которых мы никого не обязаны уведомлять".