Как рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в частности, суммы крупного и особо крупного размеров ущерба, причиненного путем обмана или злоупотребления доверием, предлагается повысить до 1 миллиона рублей и 4 миллионов рублей соответственно.
Сейчас Уголовным кодексом предусматриваются суммы ущерба в 250 тысяч рублей и 1 миллион рублей.
"Таким образом, пороговые значения крупного и особо крупного размеров ущерба по статье 165 Уголовного кодекса повышаются в четыре раза. Предлагаемые изменения будут способствовать декриминализации порядка 20-30 процентов преступлений и при этом позволят соблюсти баланс интересов участников правоотношений, охраняемых указанными уголовно-правовыми нормами", - отметил Владимир Груздев.
Также по статье 165 квалифицируется получение путем обмана услуг телефонной связи, доступа к сети "Интернет" с использованием чужого пароля и логина, транспортных и иных услуг, заселение постояльцев в гостиницу без должного оформления и т.п.
Председатель правления АЮР напомнил, что показатели крупного размера и особо крупного размера ущерба, установленные для целей статьи 165 УК РФ, остаются неизменными с 2003 года.
"По данной статье привлекают к уголовной ответственности, например, за уклонение от оплаты электроэнергии путем обмана. Допустим, искажая показания счетчиков. Сегодня для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы ущерб в таком случае составил минимум 250 тысяч рублей", - резюмировал Владимир Груздев.
В свою очередь, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян обратила внимание на поправки в статью 146 УК, наказывающие за нарушение авторских прав. Там также повышается порог ущерба.
"На самом деле вопрос о декриминализации ст. 146 УК РФ стоял уже очень давно, - говорит она. - В некотором смысле жаль, что не решились пойти на полную ее декриминализацию и ограничились определением крупного и особо крупного размера. В принципе, среди экспертов есть сторонники разных подходов. Практика правоприменения по этой статье, как правило, заключалась в том, чтобы преследовать лиц, нарушающих права на программы для ЭВМ. Большим поставщиком подобного рода кейсов была компания Майкрософт, которая преследовала за так называемые пиратские копии продукта. В современных условиях вопрос о наличии криминальной составляющей этого состава вызывает определенные проблемы".
Она напомнила, что за нарушение авторских и смежных прав уже существует достаточно серьезная гражданско-правовая ответственность. Причем отвечать можно и без прямой вины. Например, за перепечатывание фотографий в журнале.
"Журнал может напечатать, но продавец может не иметь понятия, что внутри издания есть какая-то перепечатанная фотография. И тоже самое - с программами для ЭВМ, - говорит Елена Авакян. - Поэтому, мне кажется, что наличие криминальной составляющей именно в ст. 146 УК РФ не очевидна. Я являюсь сторонником полной декриминализации этого деяния со всеми вытекающими отсюда последствиями".