Театр музыкальный, и только эти парни знают, каково это - петь после контузии. Танцевать сложнейшие композиции с осколками снарядов в ногах - осколками, которые хирурги так и не смогли вытащить. Танцевать огненно, с улыбкой, великолепно и ярко, так, что зал взрывается овациями, даже не представляя, через что прошли и проходят эти ребята.
На фронт добровольцами ушли многие луганские артисты, но мужчины Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной пошли воевать в полном составе, причем первыми.
Распятая юность
Имя улицы Оборонной "прицепили" к названию театра недавно - очень уж подходяще: все эти годы многострадальная Луганщина держит оборону под ракетами и снарядами, под санкциями и угрозами. Основной спектакль, с которым они поехали в этот раз на гастроли, называется "Распятая юность": он о героях "Молодой гвардии". И не случайно ведь Краснодон, где происходила расправа с самой знаменитой молодежной организацией Великой Отечественной войны, находится тоже на новых территориях России, совсем рядом.
Как только Луганщина была освобождена и фронт отодвинулся от города настолько, чтобы зрители могли относительно безопасно сюда приходить, театр снова заработал. Правда, не вечерами, как на "большой земле": спектакли начинаются днем - в час, в три, чтобы зрители могли безопасно, по светлому времени, до комендантского часа разойтись по домам. А пока мужчины воевали, театр играл спектакли, в которых оставил только женские роли: "Бандитки", "Антракт".
- На защиту нашей Луганщины встали с оружием в руках все мужчины театра, - рассказывает главный режиссер, заслуженный артист Украины, народный артист ЛНР Анатолий Яворский. - Все вокалисты, все артисты балета, даже главный дирижер Сергей Покрасен - 35 человек, все парни, которых вы видите сегодня на сцене в наших спектаклях.
- То есть у вас все были подготовленные, служившие?
- Вовсе нет, служивших "срочку" у нас почти не было, разве что как раз дирижер Сергей Покрасен раньше служил, да заслуженный артист ЛНР Николай Лиховец.
Говорят, существует карма. Анатолий Яворский снял три короткометражных фильма, и они все про войну. Уже в окопах он шутил со своими друзьями-артистами: может, не надо было так дразнить судьбу, надо было снимать фильмы про море, про отдых - вот и сидели бы сейчас на море, а не на передовой под обстрелом.
Но каждый человек свою судьбу выбирает сам. Артисты наперебой говорят мне, что и выбора-то не было: если родина в опасности, у мужчины один путь - защищать ее.
Птаха с "покемоном"
- Оснащение, вооружение выдали вам нормальное?
- Пока мы были отдельной страной, ЛНР, мы ж были, считай, народным ополчением, даже бронежилетов не было у наших парней, кроме тех, что они взяли в бою в качестве трофеев, - Анатолий показывает свою камуфляжную куртку, в которой воевал, теперь она висит в театральном шкафу. - Видишь, сам себе купил, распихивал по карманам боекомплект, всякие штуки железные да полезные. Такая куртка и как разгрузка работает, и все-таки призрачный шанс, что железки защитят от осколков, мы ж, артисты, верим в удачу... Доходило до того, что вот у нас был командир взвода, ему 26 лет, совсем мальчик, и он стал комвзвода только потому, что у него в институте военная кафедра была - да вы ж знаете как там, в институте, военку проходят. Нам выдали автоматы Калашникова, а он не умеет с ними обращаться, ходит с этим стволом, не может понять. Ну мы и рассказывали ему - я-то в советской еще школе учился, с НВП, и эти все знания как раз пригодились. Ничего, в бою все научились. Осветитель, например, Сережа Журавлев никогда в жизни не стрелял, а тут в первый же день сел за пулемет "Покемон" и бился как зверь, даром что позывной "Птаха".
Тяжко было, когда маленькая ЛНР отбивалась от украинских атак, - говорят ребята. - Зато теперь, когда Россия подставила плечо и мы стали одной страной, теперь-то с оружием, с защитой, с оснащением полный порядок! И именно теперь артистов отправили с фронта домой, вернули в профессию, в театр: за маленькую Луганщину заступилась большая Россия.
Лешка из сказок
Леша Бертенев в свои 20 лет играл в основном в сказках - дровосека, принца. И когда все артисты театра рванули на фронт, его одного не взяли.
- Брали-то во времена ДНР всех, на здоровье вообще не смотрели, но у него прописка другая, отказали ему, - рассказывают ребята. - Все ушли, а он места себе не находил, рвался на фронт, говорил, что не может так. Так девчонки заперли его в гримерке, чтоб остался. И что вы думаете? Открывают гримерку, а его нет уже, через окно вылез! И записку оставил - мол, не могу так. Пошел в военкомат, добился, чтобы взяли его на фронт и отправили в нашу часть.
- Попал он в штурмовой взвод. Первую вылазку провел отлично, а во вторую - прилетела ему мина. Дальше - по больницам, вылечили его, но часть осколков так и не смогли вынуть. А он ведь артист балета! И танцует с осколками в ноге! Да как танцует! А вообще, у нас где-то половина контуженных, а поломанные вообще все - суставы, спины вылетели, - рассказывает Анатолий Яворский. А я смотрю на его татуировку, набитую еще до войны: "Никогда не сдавайся".
- Анатолий, а если бы вы сейчас фильмы про войну снимали, многое бы поменяли?
- Конечно. И спектакли теперь иначе ставим. Мы ж раньше как играли: все бойцы чистенькие, пряжки блестят. А на войне наоборот: грязь, помыться-постираться негде, и любой блеск - наводка для снайперов. Играть-то, в чем участвовал, - совсем другое дело...
Знаешь, нам как-то дали пару дней отдыха, и мы пошли в супермаркет в Стаханове, это прямо рядышком с фронтом, - грязные, вонючие, ободранные, а там народ гуляет в шортиках, как в мирное время, и ни о чем не думает. А в дальних регионах страны - тем более.
И может быть, теперь мы, артисты, сможем лучше показать людям, что, когда идет военная операция, все должны сплотиться. Быть заодно.