20.09.2023 15:33
Экономика

Минэнерго анонсировало "радикальное решение" для преодоления топливного кризиса

Текст:  Сергей Тихонов
Правительство в течение ближайших нескольких дней примет радикальное решение для преодоления топливного кризиса. Об этом сообщил первый замминистра энергетики Павел Сорокин, выступая на правительственном часе в Госдуме с участием министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.
Читать на сайте RG.RU

По словам Сорокина, причинами роста цен на заправках стала девальвация рубля, которая сделала экспорт товаров самым привлекательным видом экономической деятельности.

Георгий Бовт: Почему дешевого бензина больше не будет

Свою роль также сыграли внешние факторы, рост цен на нефтепродукты и дефицит дизельного топлива в Европе, отметил он. Сейчас Минэнерго и ФАС стараются создать переизбыток товаров на бирже, чтобы снизить цены внутри России.

По данным Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ), объем торгов дизельным топливом за неделю вырос почти в два раза с 11,7 тыс. тонн 19 сентября до 20,1 тыс. тонн 20 сентября. Пока это снизило биржевые цены на дизель только на 1,7%.

Среди необходимых мер для сдерживания цен, первый замминистра назвал борьбу с серым экспортом, то есть поставками за границу топлива, которое изначально было отгружено для внутреннего рынка. "Разница в цене между внутренним и внешним рынком 20 тысяч рублей за тонну. Это стимул для серых экспортёров", - сказал он.

Он подчеркнул, что Минэнерго мониторит ситуацию во всех регионах. Отдельная работа продолжается по Краснодару и Ростову. Пока же только на слухах о запретительных для экспорта мерах на бирже началось падение средних цен на бензин. За два дня на 7%.

Ранее отраслевые эксперты одной из главных причин подорожания топлива, называли изменения с 1 сентября в формуле выплат по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок). Выплаты снизились в два раза. Но по словам самих депутатов, вопросы по демпферу нужно адресовать минфину.

Говоря о мерах, рассматриваемых в правительстве, Сорокин сказал, что идея заградительной пошлины (до 250 долларов с тонны) была внесена на обсуждение несколько недель назад.

Госдума будет ежедневно мониторить цены на топливо

"Меры, которые мы предлагаем, не должны привести к дефициту. Если мы делаем заградительную пошлину без компенсации какой-либо заводам, даже по части товаров, это приводит к отрицательной экономике заводов очень быстро", - пояснил он.

По его словам, вопрос с компенсациями не решен. При этом Минэнерго считает, что нельзя делать шаг назад и отменять налоговый маневр (снижение до нуля экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты - РГ), но необходимо корректировать текущую систему с демпферными выплатами, считает Сорокин.

Бензин Минэнерго