- Ревда - город в Свердловской области, расположенный недалеко от Екатеринбурга, - начал ведущий и публика ободряюще похлопала: мол, давай дальше, мы в курсе.
История создания постановки известна из первых рук - от режиссера Дмитрия Крестьянкина:
- Мой сорежиссер Катя Шихова родом из Ревды. Однажды, будучи там на каникулах, она позвонила мне: "Гуляю одна, настроение очень грустное, а рядом только Ленин". И я попросил Катю поговорить о Ленине со знакомыми и просто прохожими. Так получилось 12 больших монологов.
Стоя на ступенях у подножия памятника (спектакль играют на лестнице в фойе), артисты произносят монологи жителей Ревды, ставшей собирательным образом российской провинции, и отвечают на вопрос, нужно ли сносить монумент вождю пролетариата, возвышающийся на главной площади каждого города нашей страны. Аргументы в защиту разные: от "мы привыкли, это наша молодость и наша история, надо сохранять нам доставшееся, а не рушить" до "сперва у себя в Москве Ленина похороните" и "пусть стоит, он меня не напрягает". Сторонники идеи расчищения места выкладывают свои козыри: хватит жить прошлым, ставьте актуальные памятники и, вообще, лучше бы нам фонтан. Но это лишь повод, отправная точка, разговор идет не о Ленине - о нас: о счастливом прошлом и тревожном настоящем, о том, что у нас болит, о чем мы мечтаем.
Возможность встать и высказать свое мнение или проголосовать получили и зрители. Спасибо создателям: они хоть и не удержались от шпилек и легких провокаций (Ленин успел предстать и каменным гостем, и грибом, и стриптизером), но на аудиторию не давили. В результате подсчета голосов Владимир Ильич устоял на постаменте. Кстати, за год существования спектакля в финале памятник, кажется, ни разу не сносили. Оно и правильно: во-первых, сколько хлопот монтировщикам, во-вторых, на опыте наших бывших братских народов мы отчетливо видим: уничтожение памятников, любых, - это диагноз, поставленный обществу, причем неутешительный.
Кстати, надо съездить в Ревду, посмотреть на всероссийскую достопримечательность.