Как происходило рождение Божьей Матери? Почему в день праздника бездетные пары стараются прийти в храм и помолиться там?
Согласно священному преданию, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, и именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия. Но Иоаким и Анна были женаты уже двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, снедаемый стыдом и горечью праведный Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой.
Он решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, стала молить Бога, чтобы Он даровал им ребенка и дала обет, пообещала, что посвятит дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".
Мария на древнееврейском означает "возвышенная", "превознесенная", но, одновременно, имя одного корня с выражением "горькая вода", то есть со слезами. Согласно данному обету, святые праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Именно поэтому святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне бесплодные пары издревле молятся о даровании ребенка. И в день праздника молодожены стараются прийти на богослужение в храм.
Как провести праздник Рождества Пресвятой Богородицы правильно? Что надо сделать, а что делать не стоит?
Начнем с того, что в Российской империи 21 сентября был днем особых торжеств, причем не только церковных, но и сугубо государственных. В праздник Рождества Богородицы отмечался день России. Например, газеты 21 сентября (по новому стилю) 1862 года сообщали о том, как торжественно отмечалось 1000-летие России. Такой выбор даты празднования был неслучайным, ведь именно 21 сентября (по новому стилю) 1380 года войска князя Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле.
Православные отмечают праздник Рождества Пресвятой БогородицыДень великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы наши предки начинали в храме. А вот после праздничного богослужения было принято принимать гостей или самим ходить в гости. Поскольку в сам день праздника старались не работать, угощение для праздничного стола готовили заранее, причем к столу приглашали не только родственников, друзей, соседей, людей своего сословия, но и тех, кто стоял в социальной лестнице ниже - нищих, убогих. Для них накрывались особые столы, а еще посылали заранее приготовленную снедь в приюты, больницы, тюрьмы. То есть праздник становился не днем обжорства, а днем благотворительности и милосердия: в народе бытовала поговорка: "Не оскудевает рука дающего".
Поэтому, когда спрашивают, как провести праздник Рождества Пресвятой Богородицы правильно в наши дни, что можно делать, а что делать нельзя, ответ будет прост: начать день надо с богослужения в храме, а после этого стоит попробовать последовать примеру предков - отпраздновать день делами милосердия. И, конечно, не стоит серьезно относиться к советам некоторых сайтов и СМИ, запрещающих на праздник Рождества Пресвятой Богородицы "что-либо резать, касаться ножниц и острых предметов, стричься, бриться а также делать маникюр/педикюр". Откуда авторы сих советов берут весь этот бред, никому, кроме них самих, неведомо.
Отчего в атеистическом Советском Союзе миллионными тиражами расходились пластинки с песней, которая, по сути, была молитвой Пресвятой Богородице?
Праздник в честь Рождения Богородицы, в народном сознании всегда считался великим праздником - в России почитали Мать Христа. И простые люди, в домах которых всегда находился красный угол для икон Богородицы, и интеллигенция, часто в своих исканиях уходившая слишком далеко от христианства.
Но куда бы последних ни заводили их духовные поиски, "теплое заступничество" Богородицы они оставляли с собой. У Иннокентия Анненского есть стих, написанный незадолго до кончины и проясняющий, почему так происходило:
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(3 апреля 1909 года, Царское Село)
Удивительно музыкальный стих стал основой для как минимум трех романсов: музыку к нему писали и эмигрант Александр Вертинский, и советский композитор Юрий Шапорин, и популярный бард Александр Суханов. А уж исполнителей было не счесть - от самого Вертинского до Высоцкого, от Сличенко и Ободзинского до Погудина и Анны Широченко… Стих очень точно отражал чувство благоговения перед небесной высотой, и неважно, что не все догадывались: он посвящен отнюдь не земной женщине. Хотя нет, Богородица была рождена здесь, на земле, и в одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо.
И тоску по такой неземной чистоте и святости, такой неземной теплоте и всеобъемлющей любви человек испытывал всегда, даже в годы глухого атеизма, разве популярность романса "Среди миров, в мерцании светил" это не доказывает?