21.09.2023 13:54
ЯНАО

Опытный бизнесмен посоветовал стартаперам изучить клиентов и конкурентов

Текст:  Олег Лиманский (директор направления мобильных решений компании "АТОЛ")
Российская газета - Экономика УРФО: №213 (9158)
Красивые легенды о запуске бизнеса "на коленке" мотивируют молодежь. Как не бояться заходить на совершенно новые рынки? Что является критически важным? На нашем опыте могу дать начинающим четыре полезных совета.
Читать на сайте RG.RU

Первое: разбираться на практике, а не в теории в потребностях клиента. Иначе проект не "выстрелит", каким бы гуру технологий вы ни были. Впрочем, это не абсолютный стоп-фактор: экспертизу можно расширить с помощью привлеченных консультантов. К примеру, наша команда с 2001 года создавала кассы и софт к ним, мы четко видели: ретейлу, прежде всего крупному, нужно оборудование для обработки 1D- и 2D-кодов.

Знать законодательство, по которому живет заказчик, нужно даже лучше, чем он сам, чтобы именно к вам он приходил за помощью

Второе: знать конкурентов. Чтобы открыть свой ресторан или магазин, хорошо бы потрудиться в чужом, от стартовых позиций дорасти до руководителя. Тот же принцип действует в ИТ: не обязательно отправлять своих сотрудников к конкурентам, можно начать с дистрибуции или интеграции сторонних решений. Поверхностный анализ рынка не спасет: вы должны получить от потребителей обратную связь по каждому продукту, детально изучить все преимущества и недостатки.

Третье: знать законодательство. Не только по вашей отрасли - надо глубоко погрузиться в нормативку, по которой живет заказчик. И знать ее даже лучше, чем он сам, чтобы именно к вам он приходил за помощью. Так, почти любое изменение торгового законодательства требует обновления техники и ПО в ретейле и логистике. Важно не просто иметь в штате юристов, но и узнавать о новшествах первыми, мгновенно переводить их на язык айтишников и внедрять обновления. Кстати, довольно быстро мы осознали: малому бизнесу сложно разобраться в этой теме самому, поэтому начали проводить бесплатные вебинары, публиковать разъясняющие материалы, выступать на отраслевых конференциях. Это повысило лояльность клиентов. Кроме того, понимание, как государство влияет на все процессы в ретейле и логистике, помогло продукту "выстрелить" в нужный момент.

Четвертое: запускать проект, когда есть растущая востребованность товара или услуги на рынке. Терминалы сбора данных в России появились еще в конце 2000-х, но тогда их использовали лишь для приемки и отгрузки товаров на крупных складах. Постепенно новые устройства начали внедрять торговые сети. Стимулировали спрос сразу несколько факторов: резкий рост е-commerce, ФЗ об онлайн-кассах от 2017 года и постепенный ввод системы штрих-кодирования. Мобильными компьютерами пришлось пользоваться и производителям, и дистрибьюторам, и ретейлерам, и логистам.

Нужно ли сразу открывать собственный R&D-центр? Мы на первом этапе создавали решения в партнерстве с конструкторским бюро. Через год, набравшись опыта, перенесли разработку на свою территорию. Самое важное - накопленная экспертиза рынка. Если в начале 2000-х было достаточно простой замены ручного труда, то в 2018-м запросы бизнеса стали смещаться в сторону комплексной цифровизации. За последние четыре года модельный ряд терминалов сбора данных сильно расширился: появились устройства для малых и микропредприятий, промышленности, разные аксессуары для удобной эксплуатации, мобильные приложения.

Надеюсь, наш опыт поможет еще кому-то выбрать верную стратегию для стартапа.

ЯНАО Челябинская область ХМАО Тюменская область Свердловская область Курганская область