21.09.2023 07:15
Свердловская область

Уральские энергетики качественно подготовили к зиме даже проблемные города

Энергетики полностью готовы к отопительному сезону
Текст:  Юлия Вострецова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №213 (9158)
Отопительный сезон в городах Свердловской области стартовал, но подключение жилого сектора идет неактивно. Причина - вовсе не сбой в работе энергетиков и коммунальных служб, а… бабье лето: когда на улице плюс 20, вряд ли кто-то обрадуется горячим радиаторам в квартире.
Дмитрий Прилежаев, Павел Родин и Андрей Шмельков (слева направо) подчеркивают: несмотря на снижение платежной дисциплины потребителей, "Т Плюс" наращивает инвестиции в теплоснабжение городов присутствия. / Пресс-служба Свердловского филиала "Т Плюс"
Читать на сайте RG.RU

В зоне ответственности Свердловского филиала "Т Плюс" к подаче тепла в дома все готово: теплоисточники работают, циркуляция теплоносителя запущена повсеместно, ремонты и перекладки магистральных сетей завершены, запасы топлива на 20 процентов превышают нормативный показатель. И к моменту, когда осенние холода все-таки придут на Урал, останется просто "открыть задвижки".

За лето энергетики выполнили огромный объем работ. Только на ремонтную кампанию было направлено 840 миллионов рублей, в том числе 635 миллионов - на обновление объектов генерации, 205 - на ремонт сетей. Как рассказал главный инженер Свердловского филиала "Т Плюс" Павел Родин, наиболее крупные объекты - капремонты турбин и генераторов на Ново-Свердловской ТЭЦ стоимостью 80,7 миллиона рублей, а также водогрейного котла Гурзуфской котельной. Инвестиционная программа энергокомпании еще более масштабна - более 1,8 миллиарда рублей, из которых свыше миллиарда вложено в теплосетевое хозяйство.

Важно отметить, что план ремонта тепловых сетей Первоуральска и Нижней Туры выполнен на 148 процентов. В этих городах энергохолдинг несколько лет назад взял теплосетевое хозяйство в концессию и теперь осуществляет поэтапную его модернизацию. Работы здесь предстоит много, ведь трубы не перекладывались десятилетиями, пока местные теплоснабжающие организации и УК копили долги и поочередно банкротились. Концессионное соглашение выполняется строго по графику, количество порывов уже прошлой зимой снизилось, а предстоящий отопительный сезон, заверил Павел Родин, должен пройти без серьезных инцидентов - энергетики уделили проблемным территориям максимум внимания. Всего в Первоуральске, Лесном и Нижней Туре минувшим летом переложено свыше 10,5 километра тепловых сетей в однотрубном исчислении.

Екатеринбург в сравнении с этими городами можно считать территорией благополучной: здесь уже много лет подряд снижается аварийность и совершенствуется управление системой теплоснабжения, благодаря чему даже летние гидравлические испытания энергетики проводят без прекращения горячего водоснабжения. Горожане к этому уже привыкли и считают нормой, что горячая вода в кранах есть все лето. Между тем опрессовки незаметно для жителей осуществили в полном объеме - четыре серии, в ходе которых выявили 283 повреждения сетей. Плюс 188 слабых мест обнаружил робот - телеуправляемый диагностический комплекс, который за лето проверил почти 9 километров труб. По словам исполнительного директора Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК) Андрея Шмелькова, это говорит о высокой эффективности современного оборудования. Робот не только выявляет больше дефектов, но и позволяет устранить их заблаговременно, не допуская "фонтана кипятка". Кстати, температура воды (то есть качество услуги горячего водоснабжения) нынешним летом выросла и благодаря расширению зоны циркуляции.

Предстоящий отопительный сезон должен пройти без серьезных инцидентов - энергетики уделили проблемным территориям максимум внимания

Конечно, все это - результат значительных финансовых вложений на протяжении ряда лет. В нынешнем году ремонтная и инвестиционная программы ЕТК составили 3,7 миллиарда рублей: планируется переложить 28 километров труб, а в целом привести в порядок почти 74 километра. Объем работ огромный, пока он выполнен примерно на 76 процентов. На магистральных сетях ремонт и перекладка полностью завершены, остались квартальные сети, но это, подчеркивает Андрей Шмельков, никак не скажется на старте отопительного сезона: на ремонтируемых участках организованы временные обходные схемы теплоснабжения.

В общем, подчеркивают руководители энергоснабжающих организаций, и теплоисточники, и сети в зоне ответственности ЕТК и "Т Плюс" к зиме готовы и каких-либо эксцессов в холодный период быть не должно. Единственное, что на этом фоне звучит негативно, - увеличившиеся за год неплатежи потребителей. Как сообщил директор по работе с дебиторской задолженностью Свердловского филиала "ЭнергосбыТ Плюс" Дмитрий Прилежаев, общая сумма дебиторки по теплу на 1 сентября 2023 года составила без малого 6,3 миллиарда рублей, за год она выросла на 35 миллионов. Наиболее существенно при этом увеличились долги населения - с 921 до 970 миллионов. По словам Прилежаева, причина в том, что энергетики перевели значительную часть домохозяйств на прямые расчеты, минуя УК, которые, впрочем, остаются в числе главных генераторов долгов - почти 3,37 миллиарда. А вот бюджетные организации платежную дисциплину существенно улучшили.

По городам картина тоже разная. Если Лесной сумел снизить задолженность со 138 до 122 миллионов рублей, то Нижняя Тура и особенно Первоуральск, напротив, ее прирастили. Но все рекорды побила столица Урала, где долги за тепло за год выросли с 3,68 до 4,5 миллиарда.

Сбытовики продолжают бороться с долгами всеми законными методами, включая убеждение, акции для добросовестных клиентов, а также суды и инициирование банкротства для злостных неплательщиков. Но не устают напоминать, что высокая дебиторская задолженность ограничивает финансовые возможности энергокомпании: при ее отсутствии или хотя бы существенном снижении "Т Плюс" мог бы направить гораздо больше средств на ремонт и перекладку сетей, а значит, обеспечить беспроблемное прохождение осенне-зимнего периода.

Кстати

Компания "Т Плюс" на всех территориях присутствия запустила единый онлайн-сервис для потребителей под названием "Тепловая справочная служба" (ТСС). Он позволяет жителям 13 регионов страны, введя свой адрес в поисковую строку, узнать причину и срок отсутствия горячей воды или тепла, получить информацию о проводимых энергетиками ремонтах, оставить обращение по качеству коммунальных услуг и обслуживанию оборудования, проверить статус ранее поданной заявки.

Свердловская область