Столкновение на полосе встречного движения - далеко не самое распространенное дорожно-транспортное происшествие. При этом жертвы этих автоаварий составляют четверть от всех погибших на дорогах страны. Чем опасен выезд на встречку и какие меры предпринимаются для предотвращения таких ДТП?
Согласно официальной статистики аварийности, за восемь месяцев этого года зафиксировано 6772 ДТП по причинам, связанным с выездом на полосу встречного движения. В них погибли 2328 человек и еще 11 901 получили ранения.
Самая очевидная причина для выезда на встречную полосу - это обгон. Напомним, что обгоном называется именно тот маневр, который совершается с выездом на встречку. Если один автомобиль объезжает другой, не выезжая на полосу встречного движения, - это опережение.
Логично предположить, что большинство ДТП на встречке случаются при нарушении правил обгона. Однако статистика это опровергает. В 70% таких происшествий выезд на встречную полосу не связан с совершением каких-либо маневров. То есть водитель не собирался никого обгонять, объезжать препятствие, поворачивать налево, совершать разворот... А на полосе встречного движения он оказался потому, что его туда "выжали". Или его туда вынесло в результате столкновения. Или он просто потерял контроль над управлением, потому что плохо стало, уснул… Всякое случается. Вопрос в том, как предупредить трагические последствия таких случаев.
Самым очевидным решением представляется установка барьерных ограждений, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений. В этом году в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" планируется установить около 1,5 миллиона погонных метров барьерных ограждений. Но следует принять во внимание, что более 82 процентов встречных столкновений происходят на двухполосных дорогах - по одной полосе для движения в каждую сторону. Где взять дополнительную полосу для установки барьерного ограждения? Мало того, что понадобится полная реконструкция дороги, так и она возможна далеко не везде - попросту не хватает землеотведения.
Можно использовать тросовые ограждения. Федеральное дорожное агентство подтверждает эффективность такого способа предупреждения ДТП по причинам, связанным с выездом на полосу встречного движения. Вероятность автоаварии - не более 1 процента.
Но и тросовые ограждения можно поставить не везде. На двухполосных дорогах, согласно рекомендациям ведомства, их устанавливают только в местах концентрации ДТП. Все та же проблема с землеотводом! Есть сложности при эксплуатации. Если конструкция повреждена, ее части могут создавать препятствие на дороге и создать аварийную ситуацию. Особенно в условиях недостаточной освещенности.
Кое-где устанавливают делинаторы. Самые простые представляют собой пластмассовые столбики. Есть конструкции посложнее из пластика и даже из композитных материалов. Делинаторы хороши главным образом тем, что занимают меньше места на дороге и требуют меньших затрат на установку. Правда, они только предупреждают водителя о запрете выезда на встречку на данном участке дороги, не препятствуя самому выезду. Кроме того, они хлопотны в обслуживании и менять их приходится часто.
А главное - делинаторы нельзя установить на всем протяжении двухполосных дорог. Ведь на таких дорогах должны быть предусмотрены места для обгона. Иначе все водители будут тащиться за каким-нибудь тихоходом многие километры. Кстати, обгон тихохода разрешен даже в зоне действия знака "Обгон запрещен". Но такие ограждения просто не позволяют это право реализовать.
Есть еще и шумовые полосы. Их активно используют, например, в Рязанской области. При наезде на сплошную и даже на начавшуюся прерывистую раздается довольно громкий шум, сообщающий водителю, что он вот-вот выедет на встречку. Довольно эффективный способ предупреждения заснувших или еще по каким-либо причинам отвлекшихся от дороги водителей.
Однако более 70 процентов лобовых столкновений происходят там, где выезд на встречную полосу разрешен. Если исключить случаи, которые не относятся к маневрированию, то очевидно, что ДТП провоцируются либо невнимательностью водителя, либо безосновательной самонадеянностью. Пресловутый человеческий фактор остается определяющим.
"Не уверен - не обгоняй". Во времена СССР такое предостережение тиражировалось на каждом втором грузовике. Сейчас это уже забытый фольклор, поэтому нуждается в пояснениях. Уверенность всегда основана на знании и умении. В отличие от самоуверенности, которая не основана ни на чем, кроме наглости или просто недомыслия. Идти на обгон, не оценив безопасность дистанции, не принимая во внимание скорость встречного автомобиля, его возможность притормозить, - это самоуверенность. На дороге она способна довести до беды.
Грамотность и дисциплинированность водителя - важнейший фактор обеспечения безопасности дорожного движения. Именно поэтому Госавтоинспекция уделяет такое внимание просветительской работе с этой категорией участников дорожного движения. При реализации федеральных программ и проектов регулярно проводятся масштабные социальные кампании.
Первая такая кампания под названием "Последняя встречная" прошла еще в 2010 году. Тогда в кинотеатрах перед началом сеанса демонстрировали 3D-видеоролик, призывающий водителей не терять терпение в пробках и не пытаться объехать их по встречной полосе. В обычном, то есть двухмерном, формате ролик показывали по ТВ. Видеоряд завершался слоганом "Не пересекай черту". Позже была социальная кампания "Повод для обгона". И снова ролик, в котором Дмитрий Губерниев комментировал действия водителя, идущего на обгон в последний момент.
В рамках еще одного социального проекта Госавтоинспекции под названием "Без вас не получится" инструктор по вождению, мастер автоспорта Александр Паномарев рассказывал об опасности необдуманных маневров на дороге. У автогонщиков, для которых совершение опасных маневров за рулем - часть профессии, есть мнение, что при совершении обгона на трассе даже водитель высокого уровня подготовки не может предвидеть все риски. Мастер автоспорта отмечает, что профессиональные гонщики рискуют меньше, чем водители на дорогах общего пользования.
Впрочем, всякое мастерство приходит с опытом. Главное - чтобы этот опыт не оказался трагическим.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"