Эксперты и общественники обсудили, как проходит введение новой маршрутной сети нижегородской агломерации, как продвигается работа по омолаживанию общественного транспорта в регионе, каковы перспективы развития экологически чистого транспорта и в целом по какому пути должна развиваться транспортная сеть региона и его столицы.
В дискуссии приняли участие замминистра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин, генеральный директор МКУ ГУММиД Нижнего Новгорода Андрей Левдиков, заместитель ГКУ НО "Центр развития транспортных систем" Дмитрий Рябушев, ученые вузов, депутаты и экологи.
Денис Рябинин отметил, что с формированием ГКУ НО "Центр развития транспортных систем" был создан единый центр диспетчеризации, навигации и управления общественным транспортом нижегородской агломерации, улучшилось взаимодействие между региональным и муниципальным уровнями власти, что позволило быстро вносить изменения в транспортную сеть, более эффективно участвовать в федеральных программах по обновлению подвижного состава. С введением единого пересадочного тарифа и распространением льгот для отдельных категорий граждан на все без исключения маршруты люди получили возможность перемещаться в черте Нижнего Новгорода, не думая о том, в какой автобус садиться - во всех действуют единые правила.
Замминистра рассказал о расширении сети городских электропоездов и дальнейшем развитии пассажирского речного транспорта, вплоть до поездок на "Метеорах" до Казани и Ульяновска. Речь шла и о беспересадочном маршруте электропоездов Балахна - Кстово, соединяющем два города-спутника и пять районов Нижнего Новгорода (Сормовский, Московский, Канавинский, Автозаводский и Приокский).
- Не секрет, что износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава буквально несколько лет назад достигал иногда 90 процентов. Если бы мы не взялись за обновление, то потеряли бы все. Ну а что касается электротранспорта, то экономика и экология заставят нас прийти к его приоритету. На данном этапе все работы по обновлению подвижного состава и модернизации его инфраструктуры идут в графике. Сегодня у нас один из самых молодых общественных транспортов в России. По электротакси - мы первый город, который уделил этому такое внимание. И новые три станции метро - это очень хорошо. Но это только начало пути, - обозначил основные направления реформы председатель постоянной комиссии гордумы по транспорту и дорожному хозяйствую Станислав Прокопович.
Руководитель группы экомониторинга общественного совета минприроды РФ Элмурод Расулмухамедов отметил, что Нижний Новгород должен быть готов к увеличению потока туристов, поэтому можно подумать о распространении единой платежной карты и на них.
Также он предложил развивать беспилотный и водный транспорт.
- Нижний Новгород может стать этаким волжским хабом, - добавил эколог, имея в виду и строительство высокоскоростной железнодорожной пассажирско-грузовой магистрали (ВСМ) Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань.
Эколог упомянул и о развитии беспилотного транспорта как эффективного средства доставки грузов и людей. Кстати, в Санкт-Петербурге уже тестируется беспилотный трамвай, и Нижний Новгород готов перенимать опыт Северной столицы.
Директор Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева Антон Тумасов как нижегородец, который пользуется исключительно общественным транспортом, предложил ввести на время строительства новых станций метро "Сенная" и "Площадь Свободы" ограничения для личного транспорта в центре города, например на улицах Звездинка и Алексеевская.
- Где-то, может быть. даже запретить движение или хотя бы остановку личного транспорта. В целом же сейчас стало гораздо удобнее совершать поездки на общественном транспорте, чем пять лет назад, - отметил ученый.
Член Общественной палаты Нижегородской области Александр Резонтов дополнил эту мысль.
- За этот год социальное напряжение, связанное с работы транспорта, в значительной мере снижено. Особое внимание сейчас уделяется развитию метрополитена. Будем внимательно смотреть. Рассчитываю на пояснения специалистов, чтобы и жителям было понятно, какими темпами будут строиться, и как будут потом работать транспортные узлы, - высказался Резонтов.
Андрей Левдиков подчеркнул, что важно не только развить новое, но и сохранять и ремонтировать уже существующую инфраструктуру метро, например обветшавшие туннели.
В качестве следующего шага медиаменеджер телеграм-канала "МетроНН" Даниил Смирнов предложил подумать о развитии транспортного телевидения и о сайте для обратной связи с пассажирами:
- Несложно настроить так, чтобы, когда человек садился в общественный транспорт и доставал свой смартфон, у него принудительно высвечивалась бы страничка с обратной связью. Это обеспечивает открытость, возможность подать предложения по улучшению транспортной системы, поставить оценку.
Профессор НГАСУ Александр Иванов обратил внимание на необходимость усиления диалога транспортников и градостроителей, на увязку падения демографии и расширения границ города, на потребность города в строительстве отдельных дорожек для велосипедистов и самокатчиков.
На круглом столе прозвучала мысль о том, что компактность городов - это, конечно, сильная экономия и удобство, но специфика Нижнего Новгорода в том, что метро строилось под нужды ГАЗа, а теперь приходится восполнять дефицит пассажиров. Да и нет нигде в мире самоокупаемых метрополитенов.
Экологи напомнили о необходимости учета взаимного расположения зеленых насаждений, контроля выхлопов транспорта. Эксперты также обсудили вопросы о продолжении перевода автобусов на метан и развитии электробусов в Нижнем Новгороде. Участники круглого стола также отметили, что в последнее время от пользователей общественного транспорта в органы власти, в адрес депутатского корпуса стало поступать меньше критических замечаний по общественному транспорту, граждане стали предлагать больше конструктива по улучшению его работы. И диалог в этом направлении важно продолжать.
Отметим, что "РГ" регулярно проводит встречи по теме строительства новых станций метро, сформировала пул экспертов из чиновников, общественников, депутатов, проектировщиков, экологов. Мнения горожан публикуются на странице спецпроекта.