Корреспонденты "РГ" прогулялись по новому городскому кварталу, который создается возле Белорусского вокзала. Первая очередь - четыре дома с апартаментами премиум-класса. В два первых общий вход с Ленинградского проспекта, в три башни на второй линии - вход и въезд уже с 1-й Тверской-Ямской. Что удивляет: на проспекте кипит бурная жизнь мегаполиса. Но проходишь через дом в общий для всех четырех зданий внутренний дворик - и тишина. Будто и нет буквально рядом двух станций метро, не проходят маршруты трамваев и электробусов, не тянется бесконечный поток машин...
Рядом, за забором, на 1-й Тверской-Ямской, место для второй и третьей очереди. Там еще пустая площадка, но разрешение на строительство еще четырех башен там же, на 1-й Тверской-Ямской уже получено. Они выше построенных - 36-37-этажей, и не с апартаментами, а с квартирами. Низ высоток, накрытый единым стилобатом, займут магазины, рестораны, картинные галереи, бассейн, фитнесс- центры, детские клубы прочие места отдыха. Общественный центр, открытый для всех. А на крыше этого пространства разобьют парк с лавочками, зеленью и кинотеатром, но уже только для жителей. Ничем не прикрытый он будет местом, где летом можно погреться в лучах солнца, а зимой полюбоваться падающим снегом. Этот уголок "Slava" для спроектировавшего его знаменитого американского архитектора Хельмута Яна, волею судьбы оказался последней работой. В 2021 году, когда неподалеку от дома в штате Иллинойс он ехал на велосипеде, его насмерть сбила машина. В Москве по проекту Яна в ММДЦ сейчас продолжается строительство еще одного бизнес-центра - iCITY, состоящего из 34 и 61-этажных башен.
В "Slava" же добавится еще две очереди: их построят по проекту японского архитектурного бюро "Никкен Секкей", известного своим умением работать со сложными транспортными проектами. Его участие придало особый шарм и в то же время практическую пользу. Пешеходные Тверские- Ямские улицы - 2, 3-я, сейчас отрезаны железнодорожными путями от Белорусского вокзала и уже обжитой территории напротив него, сложившейся вокруг бизнес-центра "Белая площадь". Для того, чтобы попасть туда, где расположено множество точек притяжения, таких как гастрономический кластер "Депо", музеи, учебные заведения и т. д, жители вынуждены делать крюк через Тверской путепровод и идти параллельно с потоком машин. Необычное решение, которые заложили в проект японцы, избавит жителей от этих неудобств. Строящийся квартал напрямую свяжет с "Белой площадью" комфортный пешеходный бульвар. На высоте порядка 10 метров он накроет железную дорогу и пройдет от здания к зданию на расстоянии 150 метров. Это свяжет, в свою очередь, два пока отрезанных друг от друга района города - Беговой и Тверской. Таким образом жители комплекса "Slava" и улиц, прилегающих к новостройкам, получат еще и доступ к двум станциям метро "Белорусская", которые окажутся для них буквально в 5-7 минутах хода. Такой проект, результатом которого станет не утилитарный путепровод над путями для проезда машин, а мост как еще и место для прогулок, впервые реализуется не только в Москве, но и в России.
Сами же здания, которые свяжет бульвар, - это еще две новые очереди проекта. Четвертая - три офисных башни, которые добавят северу столицы 17, 5 тысячи рабочих мест. А пятая очередь - самая высокая, около 180 метров, порядка 40 этажей, смешанного назначения: с офисами и сервисными апартаментами мирового уровня.
Многие москвичи, наверняка, помнят, какие кипели страсти в начале 2000- х вокруг застройки в этой части города, когда на месте двух снесенных жилых кварталов вырос деловой центр "Белая площадь". Особенно горожан раздражало то, что крест стоящего там старообрядческого храма Николы Чудотворца вдруг оказался не на фоне голубого неба, а среди взметнувшихся по соседству 6-15 -этажных треугольных башен. Но прошло время. Первые этажи новостроек обжили банки, магазины, множество кафе и ресторанов…. А потом у их подножия появилась еще и необычная скульптурная композиция "Белый город" Георгия Франгуляна. Семь исполинских фигур из жести скульптор посвятил просто людям в городе. И спустя чуть более десятилетия стало очевидно: москвичи приняли обновленную площадь - она не пустует. Да и сам храм, сейчас отреставрированный, на фоне офисного центра смотрится даже интереснее. Впишется ли так же органично новый небоскреб в сложившуюся застройку, покажет время.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
- То, что на месте бывшего завода строится жилой квартал, для Москвы обычное дело. Многие территории столицы находятся в стадии переосмысления, в бывших промзонахпоявляются новые функции. Это нормально. Предложений, что именно построить на этой площадке, звучало много. Проект, который реализуется, на мой взгляд, самый лучший из предложенных вариантов. Для того, чтобы он стал таким, потребовалась большая работа и девелопера, и застройщика, и наша, архитекторов: первый проект архсовет Москвы раскритиковал. Для того, чтобы он радикально изменился, были приглашены лучшие архитекторы мира. В процессе переработки появился новый общественный центр, а на фасаде дома на Ленинградском проспекте - знаменитая стеклянная гармошка.
Когда меня спрашивают, не слишком ли она бросается в глаза на фоне исторической застройки, я отвечаю: а зачем создавать незаметную архитектуру? Новая архитектура, если хорошая, со временем становится модной. А та, что не самая удачная, превращается в архаичную и уже через короткое время нуждается в замене. Складчатый угол с 1-й Тверской-Ямской - очень важен, ключевое место, над которым очень много поработали и архитекторы, и инженеры, и технологи. Надеюсь, со временем в глазах москвичей он будет набирать все большую ценность.
Хорошую качественную работу представляют собой и башни Хельмута Яна, и проект японских архитекторов. Отличная идея бульвара над железной дорогой. Он откроет для пешеходов на Белорусском вокзале, одном из самых интенсивных перекрёстков города, дорогу не только к метро, но и поездам дальнего следования и "Аэроэкспрессу", следующему в аэропорт "Шереметьево".
Уверен, что когда проект будет полностью реализован, "Slava" органично впишется в контекст и этого знакового места центра столицы, и всего Ленинградского проспекта, обновление которого меняет в лучшую сторону весь север Москвы. На пересечении с Третьим транспортным кольцом, например, уже удачно встала высотка со шпилем, построенная по проекту архитектора Евгения Герасимова, дальше ЖК "ВТБ Арена Парк & Hyatt Regeny" и другие.
Немало больших интересных проектов с такой же микс-застройкой с разными функциями впереди - на той же Ходынке, которая продолжает строиться. Все это появляется буквально на глазах и создает, как мне кажется, гармоничный качественный ансамбль нашего города. Я радуюсь тому, когда появляются такие крупные проекты, они - лучший признак того, что Москва, не смотря на сложные времена, очень круто развивается. Коллеги из Италии, с которыми я на днях открывал выставку дизайна, проехав из Шереметьево по Ленинградке, с завистью сказали: "Как это здорово! У нас ничего похожего и близко нет".
Кстати
Без производства часов Москва тоже не осталась: в отличие от завода "Слава" Первый московский часовой завод "Полет" сумел интегрироваться в рыночную экономику. Созданное на его базе современное предприятие с другим названием продолжает выпускать часы действительно российского производства. Особой популярностью у него пользуется всем известная серия "Коллекции Россия". Золотые и серебряные механические часы, которые выпускаются в ней, особенно любят разные министерства и ведомства в качестве подарочных для своих передовиков производства.