26.09.2023 19:12
Технологии

Российский IT-рынок не заметил санкций

Текст:  Дмитрий Бевза
Российская IT-индустрия продолжила рост несмотря на длительные технологические, товарные и финансовые санкции. Наиболее ярко этот рост виден среди облачных сервисов и искусственного интеллекта.
Читать на сайте RG.RU

В базовом, то есть, самом осторожном прогнозе аналитиков iKS-Consulting, предполагается рост инфраструктурных облачных сервисов до 2026 года со скоростью 23,2% каждый год.

Напомним, что после введения санкций весной 2022 года международные эксперты предсказывали обрушение российского IT-рынка. Так аналитическая компания IDC в апреле 2022 года сделал прогноз о том, что объем российского IT в 22 году сократится на $12,1 млрд, или на 39%, относительно 2021 года. Опрошенные газетой The Wall Street Journal IT-руководители считали что из-за санкций возникнет дефицит технологического оборудования, а заменить зарубежный софт на российские альтернативы или решения с открытым исходным кодом будет сложно.

Однако уже в начале 2023 года стало понятно, что эксперты недооценили зрелость российского IT и адаптивность российского бизнеса.

По словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко в 2022 году доходы российских IT-компаний выросли на 35,3%, или на 615,5 млрд рублей, в сравнении с 2021 годом. При этом по оценке Организации экономического сотрудничества и развития рост мирового ВВП в 2022 году составил всего 4,7%, а в 2023 он снизится до 3,8%.

"Российская газета" поговорила с представителями российского бизнеса, предоставляющего услуги в области системной интеграции, облачных сервисов и услуг дата-центров. Такие компании наиболее репрезентативны для оценки IT-индустрии, так как в сферу их деятельности входят все аспекты IT-рынка: закупка и эксплуатация вычислительного и инженерного оборудования, предоставление IT-услуг, разработка программного обеспечения и другая деятельность.

Собеседники "РГ" рассказали, как и за счет чего вырос бизнес, отметив при этом, что большинство экспертных прогнозов прошлого года оказались слишком пессимистичными.

По словам коммерческого директора Yandex Cloud Александра Черникова, число пользователей Yandex Cloud в первом полугодии 2023 года достигло 27,9 тысяч, что в 1,2 раза больше, чем годом ранее. Выручка составила 5,8 млрд рублей - в 1,8 раз больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Значительный рост бизнес- и финансовых показателей зафиксировали и в Selectel. "В первом полугодии 2023 года выручка выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 4,8 млрд руб. Это произошло из-за роста спроса на продукты компании как со стороны существующих, так и от прихода новых клиентов", - говорит директор по продуктам Selectel Константин Ансимов.

Директор бизнес-юнита "КРОК Облачные сервисы" Сергей Зинкевич отмечает, что в 2023 году более чем в два раза увеличился спрос на системы управления предприятием (ERP), корпоративные приложения, e-com и облачные инструменты защиты веб-ресурсов, такие как Anti-DDoS, WAF, Antibot.

Главными потребителями облачных услуг, в том числе машинного обучения, необходимого для внедрения искусственного интеллекта стали торговля, банки и IT-компании.

Эти секторы российской экономики выделяются самым высоким уровнем цифровизации бизнеса. Также, по словам Ансимова, в 2023 году вырос объем потребления облачных услуг и в сегменте крупного бизнеса, в EdTech, FinTech, FoodTech, ретейле, строительстве, а также среди B2C-сервисов, таких как бронирование поездок, покупка недвижимости и т.д.

"Уровень проникновения облачных технологий в разные индустрии неравномерный. Если лидеры продолжают расширять применение облачных сервисов, которые используют для анализа больших массивов данных, создания новых продуктов и услу, то в промышленности переход в облака только начался", - отмечает Черников.

Все опрошенные "РГ" представители IT-компания отметили, что в 2023 году продолжает расти количество и мощность DDoS-атак, утечек данных, взломов. Соответственно, пропорционально возрастает важность информационной безопасности (ИБ) и популярность сервисной модели ИБ-услуг, которая позволяет делегировать защиту данных и инфраструктуры облачным провайдерам и решить проблему нехватки специалистов и ресурсов в области информационной безопасности.

Российский бизнес по-прежнему считает цифровизацию точкой роста и поэтому с большим опасением в 2022 году отнесся к введению технологических, товарных и других санкций в отношении российского IT-сектора, предполагая, что недостаток вычислительных мощностей и IT-сервисов скажется и на развитии их бизнеса. Однако пессимистические прогнозы не сбылись, санкционный эффект в области информационных технологий оказался близок к нулю.

"На место ушедших с рынка РФ западных компаний, поставляющих инженерное и электрооборудование для дата-центров, пришли российские компании, а также вендоры из Южной Кореи, Турции, Китая. Холодильное оборудование, которое требуется для охлаждения серверов, продают итальянские и российские поставщики. Российский бизнес освоил производство серверных стоек. Единственное, что требует параллельного импорта - это серверные (СPU) и графические (GPU) процессоры", - говорит источник "РГ" в крупной российской IT-компании и продолжает. - Весь параллельный импорт у нас разделен на 5-6 независимых каналов, так что, если с одним возникают проблемы есть время без спешки найти новый. А при том, что на складах всегда есть полугодовой запас оборудования, то можно сказать, что санкции вообще не отражаются на наших бизнес-процессах".

"Санкции лишь немного повлияли на стоимость услуг. Из-за посредников стала дороже логистика и выросли транзакционные издержки, что сказалось на цене. На этом все", - отметил собеседник "РГ".

Комментируя миграцию с зарубежного ПО в том числе от поставщиков, прекративших работать в РФ, Константин Ансимов отметил, что клиенты Selectel вполне успешно используют и приобретенные лицензии западных вендоров, и открытое программное обеспечение, и российские облачные сервисы, а Сергей Зинкевич из "КРОК" обратил внимание на то, что российский бизнес в 2023 году полностью адаптировался к новым реалиям: "В прошлом году мы получили целый ряд заказчиков, для которых миграция в российское облако была единственным выходом. В этом году в облака начинают переходить компании, которым не требуется срочная миграция, но планирующие переход в штатном режиме".

Сервисы .tech