Первые магазины под брендом "Елисей" открылись 23 года назад. Покупатели со стажем помнят уютные интерьеры и широкий ассортимент, обилие вкусных новинок собственного производства, в том числе выпечки и десертов. В тучные годы многие предприниматели делали ставку не на низкую цену, а на разнообразие и высокое качество продуктов. И этой сети действительно удалось понравиться екатеринбуржцам. Своя постоянная клиентура была как у супермаркетов "Елисей", работавших в формате "магазин у дома", так и у ориентированных на премиальную аудиторию гастрономов "Елисейский".
Еще восемь лет назад торговая сеть насчитывала 30 магазинов. К 2023-му их осталось только четыре, и вот, сдаются и они. Недавно, чтобы очистить полки, руководство объявило о "тотальной распродаже" - 70-процентных скидках. Почему же компания приняла решение о самоликвидации? Владелец бизнеса Александр Оглоблин называет две причины, главная из которых - отсутствие перспектив для небольших сетей.
- Во-первых, это снижение рентабельности торговли. Федеральные игроки занимают все большую долю рынка. И потенциала я не вижу. Вторая причина в том, что человеку, конечно, хочется стабильности, но в то же время необходимо развиваться дальше. О ретейле я знаю все. Поэтому решил развивать новое направление - фабрику готовой еды. Это востребовано, ведь многие люди, домашние хозяйки, все меньше хотят проводить время на кухне, - пояснил он "РГ".
С уходом "Елисея" (его помещения уже начали осваивать "федералы") из всех, некогда многочисленных местных ретейлеров остается, кажется, только "Кировский". О планах закрытия своих 160 магазинов в области "последний из могикан" пока не заявлял. Но, по мнению экспертов, общий тренд это не меняет.
- Жаль, что "Елисей" уходит - эта сеть вела себя на рынке достойно все годы. Но у собственника осталась фабрика еды, и он, на мой взгляд, принял верное решение. На сегодняшний день не вижу, кто из местных игроков может противостоять федеральным торговым сетям, - считает директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева.
Да, чем больше игроков на рынке, тем выше среди них конкуренция. Теоретически в выигрыше покупатели. Самую низкую цену проще обеспечить ретейлерам-гигантам, но в таком случае, как правило, резко сужается ассортимент. Это хорошо заметно в магазинах-дискаунтерах вроде "Светофора", где доля местных товаров крайне мала. Но ведь многие покупатели хотят иметь выбор и часто делают его в пользу "своего, местного".
Уральским сельхозпроизводителям всегда было проще найти место на полке региональных сетей, чем договориться с федералами. Что же с ними будет, если "родных сетей" вообще не станет? Александр Оглоблин уверяет, что с уходом "Елисея" они не останутся брошенными. По его словам, крупные ретейлеры давно поняли, что покупатели предпочитают местные продукты - во всяком случае, в скоропортящемся сегменте. Скажем, майонез, который пользуется спросом в Екатеринбурге, не столь популярен в Башкирии, и торговля это учитывает.
- Конечно, нельзя сказать, что федеральные сети очень активно работают с местными производителями, но их доля на полках растет, - утверждает он.
По словам бизнесмена, единственное, что потеряют производители с уходом региональных сетей, - это часть прибыли, ведь им придется поставлять продукцию федералам по более низким ценам. Есть и еще одно условие сотрудничества.
- Нельзя сказать, что федеральные сети отвернулись от местных производителей, ведь с ними работать подчас выгоднее из-за того, что логистика дешевле. Но им, конечно, выгодны прежде всего большие объемы, - констатирует Вера Соловьева.
Видимо, поэтому, несмотря на отдельные примеры открытия в супермаркетах фермерских двориков, лавок и островков, мелкие уральские производители все так же далеки от больших прилавков. Поэтому за изменениями "в сетях" фермеры даже не следят.
- Если честно, фермерам от этого ни жарко ни холодно. Мы и раньше не работали ни с региональными, ни с федеральными ретейлерами - туда просто не зайти. В основном торгуем сами. И чувствуем, что фермерство как бизнес становится все более рискованным: цены на нашу продукцию низкие, если поднимем - останемся без покупателей, - сетует глава Союза крестьянских хозяйств и потребкооперативов Свердловской области Андрей Аникьев.
Тем временем ФАС России сообщает об ужесточении контроля за работой продовольственных ретейлеров в регионах. Антимонопольщики начали проверку соблюдения закона "О защите конкуренции". Как обстоит дело на Среднем Урале, учитывая меняющийся расклад на рынке?
По словам помощника руководителя Свердловского УФАС Александры Кулешовой, факты злоупотребления доминирующим положением ведомством не выявлены, основания для применения мер антимонопольного реагирования отсутствуют. В то же время, если в Екатеринбурге явных монополистов среди торговых сетей нет, то в ряде муниципальных образований Свердловской области есть структуры, занимающие доминирующее положение (долю рынка свыше 35 процентов). Например, ТС "Верный" на территории Пышминского городского округа, "Монетка" - в Артемовском ГО, "Пятерочка" - в Белоярском, "Магнит" - в поселке Уральском и т. д.