28.09.2023 11:34
СЗФО

Бизнесу не хватает информации о функциях единого портала госуслуг

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №216 (9161)
Интерес предпринимателей к Единому порталу госуслуг (ЕПГУ) пока остается невысоким. Об этом свидетельствуют опубликованные итоги исследования Аналитического центра при правительстве РФ. Напомним, сегодня с помощью ЕПГУ можно оформить 51 вид лицензий и получить около 420 видов разрешений. Однако из направленных на данный момент 2,6 миллиона обращений предпринимателей в государственные органы около 83 процентов направлялись не через портал госуслуг, а непосредственно в те министерства и ведомства, которые занимаются их выдачей. При этом более 12 процентов заявлений были направлены в бумажном виде. Через ЕПГУ к чиновникам поступило только 4 процента обращений. Правда, с лицензиями дела обстоят значительно лучше: из 240 тысяч обращений за лицензией большинство подается с помощью единого портала госуслуг.
Разработчики приложения надеются, что скоро "живые" визиты в центры госуслуг станут единичными. / Алексей Майшев / РИА НОВОСТИ
Читать на сайте RG.RU

Федеральные власти объясняют это тем, что процедура оформления лицензий достаточно четко прописана в федеральном законе и порядок их выдачи схож. Однако с разрешениями все сложнее. Всего в России действует около 600 различных разрешительных режимов, которые регулируются множеством федеральных и региональных постановлений, приказов и инструкций. Такое множество документов было очень сложно согласовать в рамках ЕПГУ.?Кроме того, в субъектах РФ действуют разные IT-системы, каждую из которых приходится отдельно "прикручивать" к порталу госуслуг. Кроме того, чтобы не ущемлять бизнес, было решено поддерживать все возможные варианты получения разрешений, рассчитывая, что в результате ЕПГУ выиграет за счет скорости и прозрачности процедур. Как отмечают в Аналитическом центре, в определенной мере этого удалось добиться. Например, почти по 8 процентам заявлений, поданных в профильные госорганы, получены отказы, тогда как в случае подачи обращений через ЕПГУ количество отказов составляет менее половины процента.

Опрошенные корреспондентом "РГ" представители бизнеса в один голос заявляют, что перейти с привычной процедуры взаимодействия чиновниками на цифровой формат не так просто - для этого потребуется не менее года-двух.

- Порталом госуслуг я пользовался до сих пор как физлицо - это действительно очень удобно. Но еще ни разу я его не использовал как руководитель бизнес-структуры, - заявил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. - На мой взгляд, глобальные выводы делать не стоит, поскольку такая возможность появилась совсем недавно, люди еще не успели привыкнуть и освоиться. Например, до сих пор разрешение на промысел мы оформляли непосредственно в территориальном управлении Росрыболовства. Иногда в подаваемых туда документах допускались ошибки, которые можно было тут же исправить. Но если оформлять это разрешение через "Госуслуги", то пока рыбаки не понимают, насколько сложно будет исправить возможные ошибки в документах. Если, предположим, у меня в это время готовится к отходу судно, то каждый день и даже каждый час задержки очень важен.

По словам старшего вице-президента Торгово-промышленной палаты Мурманской области Андрея Ильина, не все представители бизнеса достаточно хорошо ориентируются в существующих онлайн-сервисах, особенно это относится к старшему поколению. Поэтому крайне важно, чтобы для предпринимателей сохранялась возможность консультироваться по интересующих их вопросам очно, чтобы иметь возможность сразу же прояснять все непонятные моменты. Кроме того, такие консультации необходимы и о бизнес-функционале портала госуслуг, поскольку его интерфейс пока "не очень удобен".

Подлинность товаров можно проверить через "Госуслуги"

- Я тоже пока не пользовалась ЕПГУ в своей предпринимательской деятельности, хотя аккаунт генерального директора компании у меня там есть, - добавила Юлия Юрлова, член Совета партнерства Ассоциации деревянного домостроения и совладелец одной из компаний, занимающихся строительством индивидуальных домов. - На мой взгляд, главная проблема в том, что большинство предпринимателей пока не понимает, в чем преимущества портала госуслуг и что он может им дать. Сегодня об этом слишком мало информации.

По словам эксперта, сподвигнуть представителей бизнеса активнее пользоваться порталом госуслуг могла бы рассылка информации и новостей о его функциях. Например, многих могла бы заинтересовать информация о кредитах для бизнеса, которые можно оформить через ЕПГУ, налоговых преференциях и прочих льготах. Кроме того, рассылка должна быть целевой: строитель должен получать информацию о сервисах ЕПГУ в строительной отрасли, сельхозпроизводитель - о функциях портала для представителей АПК, перевозчик - о возможностях в транспортной сфере и так далее.

- Благодаря кодам ОКВЭД чиновники отлично знают, чем занимается каждая компания, - подчеркивает Юлия Юрлова. - Например, помимо строительства индивидуальных домов, я занимаюсь сборкой электрощитового оборудования, у нас свой цех. Сейчас меня интересует информация о льготах и субсидиях на получение земли и строительство цехов в Подмосковье. Или, например, о том, какие льготы я смогу получить, если буду строить деревянные дома в Арктической зоне. Сейчас мне эту информацию долго и упорно искать. А если бы она приходила в рассылке, то интереса было бы больше.

P. S.

Число заявлений физических лиц, поданных через портал госуслуг с января по июль 2023 года, составило 336 миллионов - на 32 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Среди самых востребованных услуг ЕПГУ - запись к врачу, выплата единого пособия и выписка из трудовой книжки.

СЗФО