02.10.2023 18:47
Экономика

Правительство не поддержало проект, обязывающий указывать цены товара за килограмм

Текст:  Владислав Куликов Татьяна Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (9167)
Правительство России не поддержало законопроект, обязывающий магазины указывать цены на продукты, продаваемые на вес, только за килограмм. Такое предложение внес в Госдуму один из депутатов.
Многие продавцы переживают, что цена в килограммах выглядит иногда недостаточно красиво. / Владимир Аносов
Читать на сайте RG.RU

Некоторые продавцы сегодня и вправду лукавят, указывая цену, например, за 100 грамм. Или за 900 грамм. Некоторые люди удивляются, почему такая дешевая колбаса. Берут, а потом на кассе узнают страшную правду.

Если же сразу написать в килограммах, то иногда это действительно выглядит пугающе. А продавцы заботятся о нашем душевном спокойствии. Другой прием: молча уменьшать вес упаковки. Был один килограмм. Потом стало 900 грамм, но по той же цене. Люди же берут по привычке и потом злятся. Но не удивляются, так как к таким приемам мы уже привыкли. Автор инициативы посчитал данные приемы нечестными.

"К таким действиям прибегают производители различных потребительских товаров, продуктов питания, а также сетевые супермаркеты. Данный феномен не относится к маркетинговым инструментам стимулирования потребителей, поскольку не ведет к цели удовлетворения потребности и представляет собой введение в заблуждение потребителей", - говорится в пояснительной записке.

В свою очередь, правительственные эксперты не согласились с таким мнением. По их словам, правила продажи товаров предусматривают, что потребитель должен быть проинформирован о стоимости, условиях приобретения и весе (объеме) товаров. Как подчеркивается в правительственном отзыве, это позволяет делать осознанный выбор при покупке товаров.

Иными словами, люди просто должны быть внимательными. Ведь на ценниках все указано точно. При этом, согласно нормам Гражданского кодекса, производитель свободно определяет вид выпускаемой продукции, в том числе объем ее упаковки.

Депутат ГД Чаплин предложил меры против роста цен на косметику и парфюмерию

"Кроме того, предлагаемое законопроектом регулирование фактически возлагает на хозяйствующие субъекты дополнительную обязанность - производить расчеты стоимости одного килограмма (или одного литра) поставляемой продукции, которая приведет к удорожанию процессов выкладки товаров и изготовления ценников и, как следствие, к повышению конечной стоимости товаров для потребителя", - сказано в отзыве.

Проще говоря, есть риск, что в килограммах выйдет дороже. Если, конечно, обязать продавцов всегда указывать цену в килограммах. Лукавство продавцов, полагают критики проекта, обходится покупателям дешевле. Особенно если покупать не на скорую руку, а с широко открытыми глазами.

Кстати, ранее стало известно о том, что правительство РФ не одобрило инициативу, выдвинутую фракцией ЛДПР, о введении госрегулирования на непродовольственные товары, в частности, одежду, ювелирные изделия, электронику и бытовую технику. В правительстве приняли решение не поддерживать этот проект, отметив большой ассортимент и риск возникновения дефицита.

Попытки контролировать цены не приведут ни к чему хорошему - ведь законы экономики обмануть нельзя. Об этом заявил "РГ" первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР) Борис Копейкин.

Некоторые продавцы сначала продают товар в упаковках по килограмму, потом сбавляют вес, оставляя прежней цену. Люди берут по привычке и удивляются

Эксперт объяснил, что цена в рыночной экономике - это сигнал. Если она растет, это значит, что производителям надо производить больше. Надо инвестировать в эту отрасль, потому что есть спрос. А для покупателей это сигнал, что надо поумерить свои запросы. В результате товар или услуга достается тому, кому он нужен больше. То есть тому, кто готов больше заплатить. Цена падает - значит, сейчас обществу в таких количествах этот товар или услуга нужны лишь по более низкой цене. Значит, растет конкуренция - опять же на пользу эффективности и производительности.

Он сравнил заморозку цен с тем, как если бы светофор на перекрестке всегда горел желтым светом. "Заморозка цен - это и есть "выключение" сигнальной системы в экономике. Производить или нет? Вкладывать в это производство или нет? Ведь даже если весь товар раскупили, цену повысить нельзя. Потому что не появится и дополнительная прибыль на новые инвестиции. При этом надо понимать, что если сегодня цену можно зафиксировать на одном уровне, то завтра можно и на другом, более низком. Однако если вдруг цена фиксированная - товар просто исчезает с полок. Все до банальности просто", - отметил Копейкин.

Он напомнил о том, что попытки контролировать цены предпринимались еще в древних Египте и Вавилоне. Известна и попытка римского императора Диоклетиана установить предельные цены на продукты. Копейкин также предложил вспомнить дефицит в России в конце 80-х годов, когда появились очереди и талоны. При этом цены продолжали расти, добавил эксперт.

"Результат во всех случаях был одинаково отрицателен. Законы экономики не обманешь. Нам сейчас снова предлагают эту пагубную модель", - резюмировал эксперт.

Госдума Товары и цены