Бюджетные слушания в верхней палате парламента нередко называют "нулевым" чтением проекта главного финансового документа. По оценке спикера, большинство из 80 с лишним предложений сенаторов, в том числе по финансированию направлений на контроле Совфеда, удалось отстоять. "В очень непростых условиях благодаря решениям президента, действиям правительства, Центрального банка, палат Федерального Собрания, региональных команд бизнеса российская экономика адаптировалась к новой реальности", - сказала Матвиенко, открывая слушания. Страна выдержала беспрецедентное внешнее давление, ее ВВП вышел на уровень 2021 года. "И теперь важно сформировать условия для дальнейшего стабильного и долгосрочного развития, - продолжила политик. - Вообще, коллеги, то, что удалось сделать властям России, столкнувшимся с таким тотальным санкционным давлением, точно войдет во все учебники экономической теории, я в этом не сомневаюсь!"
Положительная динамика отмечается в сфере промышленного производства, в инвестициях в основной капитал, уверенно растет потребительский спрос и ряд других показателей. "Рост ВВП по итогам года по прогнозам составит выше 2%, на этом фундаменте нам предстоит решить важную задачу, поставленную президентом, - обеспечить переход к экономике предложения и экономике высоких зарплат", - подчеркнула глава СФ. Матвиенко обратила внимание на ассигнования в строительство и реконструкцию детских больниц и выделение средств на продолжение проекта модернизации инфраструктуры летнего отдыха детей. Сенаторы будут настаивать на увеличении финансирования ко второму чтению бюджета. Кроме того, она предложила продлить часть национальных проектов и создать новые "на злобу дня".
Экономика страны в ближайшую трехлетку будет расти темпами даже выше 2%, заверил участников слушаний министр финансов Антон Силуанов. В целом его ведомство исходит из благоприятных макроэкономических условий: планируется рост мировой экономики, стабильный спрос на традиционные товары российского экспорта по достаточно высоким ценам, сохраняется устойчивая динамика развития российской экономики. В то же время сохраняются риски в развитии мировой экономики, набирают обороты экономическая, финансовая фрагментация, никуда не делся структурный дисбаланс и санкции.
"Поэтому нам надо быть ко всему готовыми. В этой связи важно, чтобы бюджетная политика проводилась на предстоящую трехлетку, исходя из принципов ответственности. Это позволит защитить экономику и финансы от внешних рисков, обеспечив при этом достижение всех наших целей", - подчеркнул Силуанов. По его словам, рецепт для этого известен - устойчивый бюджет, концентрация финансов на приоритеты государства, а инструмент - бюджетное правило, которое определяет предельный безопасный уровень расходов.
Что касается новых регионов, то их с 2024 года интегрируют в систему межбюджетных отношений. "Теперь все федеральные задачи будут реализовываться через федеральные министерства и ведомства, пенсии будут платиться через Пенсионный фонд. А мы будем поддерживать непосредственно задачи и полномочия новых субъектов РФ через механизм трансфертов", - рассказал руководитель минфина.
В проекте бюджета общий объем финансовой помощи регионам не снижается по сравнению с нынешним.
"Несмотря на объективные трудности, федеральные и региональные бюджеты исполняются сегодня ритмично, доходы растут, но ни в коем случае нельзя расслабляться: риски, вызовы никуда не ушли!" - предупредила Матвиенко. По ее мнению, нужно покончить с практикой передачи полномочий на региональный уровень, если ее не обеспечивают финансово. "И еще - министерства, ведомства стали увлекаться, модничать, - они все чаще самостоятельно принимают решения об изменении стандартов, норм, правил. Но при этом никто не просчитывает финансовые последствия, в том числе для региональных бюджетов, у которых появляются непредвиденные дополнительные расходы", - заметила спикер Совета Федерации.
Она также предложила найти баланс, чтобы и соблюдались интересы федерального бюджета, и регионы старались наращивать свои доходы. Пока что из-за сложившейся диспропорции у администраций субъектов Федерации исчезает мотивация хорошо работать. "Не изменяя существующую методику, иначе мы нарушим всю конструкцию, тем не менее давайте бонусы, дополнительные трансферты тем регионам, кто наращивает налоговые доходы и в региональный, и в федеральный бюджеты", - призвала Матвиенко министра.
Сенатор привела в качестве примера Республику Коми, где меньше 30% доходов остается в региональном бюджете, а все остальное уходит в федеральный. При этом до сих пор не найдены средства на капитальный ремонт дома культуры в селе Айкино, проектно-сметные документы согласовываются более 10 лет, хотя цена вопроса - 78 миллионов рублей.
Тему продолжил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Он полагает, что стоит сохранять финансовую поддержку регионов-доноров, которые стали ими недавно, по критически значимым социальным направлениям. "Рост экономики не должен сопровождаться замедлением социального развития, новые рабочие места должны быть пропорционально обеспечены соответствующей инфраструктурой: это дороги, образование, здравоохранение", - сказал глава региона.
Когда регион достигает уровня донора, все равно берется его налоговая база за 2,5 года, из которых высчитывается трансферт на выравнивание, ответил Силуанов. "Даже если регион вырывается в доноры и не получает дотаций на выравнивание, он продолжает получать другие трансферты, субсидии на нацпроекты, на госпрограммы, его никто не лишает этих трансфертов, - объяснил министр. - Но доля дофинансирования меняется, это принцип справедливости. Если вы считаете, что он неправильный, давайте обсуждать на трехсторонних комиссиях, которые у нас работают между правительством и парламентом".
Глава Дагестана Сергей Меликов пожаловался на то, что в республике часто отключают электроэнергию, а ремонт сетей идет с трудом из-за долгов перед "Россетями". Он оценил решение проблемы в 1,8 млрд рублей.
Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу, чтобы отслеживать ситуацию с устойчивым обеспечением электроэнергией всего Северного Кавказа. В свою очередь Антон Силуанов сообщил, что всего на программу повышения надежности электросетей на трехлетку предусмотрено около 30 миллиардов рублей. "Вопрос в распределения этих денег по субъектам РФ. Давайте вместе с "Россетями" мы такую работу проведем", - добавил он.
Проблему участившихся проверок муниципалитетов поднял губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. По его словам, в некоторых муниципалитетах расходы на исполнение требований надзорных органов в пять раз превышает возможности местных бюджетов.
"Что касается контрольно-надзорных органов, то наложен мораторий на их проверки, так они теперь с двойным упорством занялись проверкой муниципальных органов власти, начали их душить и накладывать финансовые обязательства, понимая, что и время не то, и денег нет… Что это такое?! Мы же не в цирке работаем, в стране живем!" - возмутилась Валентина Матвиенко. Спикер Совфеда считает, что если нарушение выявили, то надо составлять дорожную карту, разносить выплаты исходя из возможностей предприятия, причем делать это в диалоге с его руководством. Она поручила сенаторам включить этот вопрос в итоговый документ слушаний и проработать его вместе с правительством.
В Госдуме первое чтение проекта бюджета запланировано на 26 октября. Депутатам важно, чтобы проект нового бюджета "отвечал на вызовы, с которыми наша страна столкнулась", также он должен решать вопросы развития, ранее заявил председатель палаты Вячеслав Володин. Необходимо также обеспечить реализацию поручений президента, которые были даны с целью развития нашей экономики и повышения благосостояния граждан, подчеркнул спикер Госдумы.
Николай Рыжков сообщил во вторник, что досрочно сложил полномочия сенатора от Белгородской области в силу возраста. В свои 94 года он был старейшим российским парламентарием, последним из политиков, входивших в Центральный комитет КПСС. "Я посмотрел свой паспорт и сказал "хватит", - сказал Рыжков РИА Новости. Он добавил, что рано или поздно "всему наступает конец". По словам политика, председатель Совфеда Валентина Матвиенко предложила ему стать советником на общественных началах.
Напомним, что Николай Иванович - уроженец Донецкой области. Он окончил Уральский политех, работал инженером-механиком, затем продолжил карьеру по партийной линии. Входил в ЦК КПСС с 1982 по 1990 год. С 1985 по начало 1991-го занимал пост председателя Совмина СССР. В 1995-2003 годах - депутат Госдумы II и III созывов. С сентября 2003-го - сенатор. В 2019 году Рыжкову присвоено звание Героя Труда. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "За заслуги перед Отечеством" I и IV степени, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Почета.
Подготовил Дмитрий Гончарук