03.10.2023 09:11
Башкортостан

В Башкирской генерирующей компании решают проблему дефицита кадров

В Башкирской генерирующей компании решают проблему дефицита кадров
Текст:  Гульназира Ишбердина (Уфа)
Российская газета - Экономика Поволжья: №222 (9167)
Демографическая "яма" 90-х годов прошлого столетия, миграция трудовых ресурсов в более "хлебные" северные регионы и некоторые другие причины поставили сегодня предприятия перед серьезной проблемой катастрофической нехватки кадров, особенно рабочих специальностей. Ситуацию обсудили на круглом столе "Кадровое обеспечение энергетических предприятий: предпосылки, текущее положение, пути решения" во время Российского энергетического форума в Уфе. Организатором диалога выступило ООО "Башкирская генерирующая компания", а модератором стал генеральный директор Виктор Лариошкин.
Дефицит рабочих специальностей коснулся и энергетиков. / Пресс-служба БГК
Читать на сайте RG.RU

Энергетика перестала соответствовать конкурентным требованиям, отстала от текущих заработных плат в том же нефтяном, оборонно-промышленном комплексах, которые сегодня переманивают наших людей. Мы понимаем, что в ближайшей перспективе придется вести непримиримую борьбу за кадры, - подчеркнул Виктор Лариошкин.

При всем том на предприятии не сидят сложа руки. Главное, что проблему осознают, видят ее причины и ищут пути решения.

По словам директора по персоналу и административным вопросам Рифа Муртазина, проблема нехватки рабочих рук еще и в том, что в последние десятилетия создавался культ высшего образования. При этом дошло до того, что бюджетных мест в вузах стало больше, чем выпускников школ.

- Сегодня на производстве лишь 29,8% работников - молодежь до 35 лет. Из-за демографической ямы их количество сократилось в последние год-два на 1,3 млн человек, - отметил Риф Муртазин. - В июне количество вакансий выросло на 100% по сравнению с началом 2021 года. Сегодня срок поиска работника увеличился от 3 до 6 месяцев, раньше был 1,5 месяца. В этих условиях работодателю приходится непросто.

При этом у сегодняшней молодежи зачастую иное видение относительно трудоустройства, чем у людей постарше. По мнению работодателей, представители поколения "Z" не хотят быть наемными работниками, мечтая об "удаленке"; не готовы начинать со стартовой позиции, жалуются на рутину, которая есть в каждой отрасли. И потому многие увольняются в первый же год работы.

Что же делать в такой ситуации? Как считают в БГК, необходимо работать сразу по нескольким направлениям. Это профориентация в школах, это дуальное обучение в ссузах и вузах, это функционирование передовых инженерных школ, а главное - работа на удержание новичков в коллективе. В Башкирской генерирующей компании этим успешно занимается, в том числе, молодежный актив. Его председатель Регина Ялчигулова рассказала, что они работают и со школьниками, и со студентами, и с новенькими в коллективе.

Одно из направлений - образовательная деятельность, в рамках которой молодые специалисты БГК сотрудничают с вузами и колледжами, сопровождая студентов во время практики. Также работают со школьниками, которых приглашают в филиалы компании на экскурсии.

Другое направление - научно-исследовательская деятельность. БГК ежегодно проводит научно-практическую конференцию, в которой участвуют и молодые специалисты компании, и студенты университетов и колледжей. Организуются досуговые, спортивные мероприятия.

- Мы работаем с 2013 года, сейчас в нашем движении более двухсот человек, а ячейки есть в каждом филиале, - рассказывает лидер молодежного актива БГК. - Когда приходит новый специалист, за ним закрепляют наставника, он помогает адаптироваться на рабочем месте, подружиться с другими, почувствовать себя членом команды.

При этом, как признается Регина Ялчигулова, материальные стимулы также являются важными в плане мотивации. Молодым ребятам хочется и зарплаты повыше, и других мер поддержки, к примеру помощи в решении жилищного вопроса.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что важным инструментом привлечения кадров является тесное сотрудничество учебных заведений и будущих работодателей. В этом ключе БГК ведет активную работу: компания обучает молодых специалистов по целевому направлению, проводит для студентов экскурсии и принимает их на практику, в учебных заведениях создает бренд-зоны и профильные аудитории. Энергетики надеются, что при таком взаимодействии молодежь будет более осознанно подходить к выбранной профессии и многие из них останутся в коллективах электростанций надолго..

ЦИФРА

29,8% работников предприятий в стране составляет молодежь до 35 лет

Башкортостан Уфа