03.10.2023 19:13
Экономика

Правительство утвердило план развития Архангельского транспортного узла

Текст:  Валерия Лобко
Российская газета - Столичный выпуск: №223 (9168)
Правительство утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Он включает в себя мероприятия по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. Реализация проекта даст отправителям грузов маневренность. Теперь они смогут выбирать как западное, так и восточное направления в зависимости от потребностей. В отрасли считают, что окупаемость проекта превысит затраты в два раза.
К концу следующего десятилетия перевозки через Архангельский порт как минимум утроятся. / Юрий Смитюк / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

"Вложение в инфраструктуру в данном случае предполагает постройку портовых объектов, дноуглубительные работы, строительство железнодорожной инфраструктуры, путей подвоза и автомобильных дорог. Это даст мультипликативный эффект развития других отраслей промышленности России", - говорит заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов. По статистике, отмечает он, каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, дает на выходе два рубля экономического эффекта в целом по экономике. Все вложения в этот проект, которые будут сделаны до 2031 года, принесут именно такой экономический эффект.

Одним из основных мероприятий плана является строительство нового терминала в морском порту Архангельск. Планируется, что его ориентировочная мощность к 2040 году составит 25 млн т в год.

Для нового терминала в Двинском заливе Белого моря будет создан глубоководный морской район. Кроме того, планом предусмотрено строительство на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата. Этот объект планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.

Окупаемость проекта превысит затраты в два раза. Среди объектов - морской терминал по отгрузке востребованного свинцово-цинкового концентрата

Профессор ВШЭ Михаил Блинкин отмечает, что для реализации такого масштабного проекта выделенных федеральных средств может быть недостаточно. "Для современного судоходства глубины архангельского порта недостаточны, поэтому должна быть проведена капитальная работа по дноуглублению, для которой нужны очень серьезные инвестиции. Так что без поддержки частных инвесторов не обойтись", - считает эксперт.

Второй построенный в Хабаровске краболов передали заказчику

При этом в качестве потенциального инвестора проекта больше всего подходит "Первая горнорудная компания". Она занимается разработкой свинцово-цинкового месторождения Павловское на Южном острове архипелага Новая Земля. Компания входит в госкорпорацию "Росатом", которая будет вести совместную с Минтрансом России и правительством Архангельской области работу по строительству морского терминала.

По информации "Росатома", на эти работы планируется направить 3,8 млрд руб., в том числе 1,8 млрд руб. внебюджетных средств. В "Росатоме" на момент подписания номера не ответили на вопрос "РГ" о размере инвестиций компании в проект.

Как отмечает Владимир Цыганов, добываемый свинцово-цинковый концентрат сейчас крайне необходим для автономных электрических транспортных средств, поскольку их производство требует огромного количества аккумуляторов. Это даст в перспективе хороший дополнительный экономический эффект от реализации проекта. Во всем мире распространяется повестка зеленой энергетики, подчеркнул эксперт. Он также добавил, что для Северного морского пути в целом необходимо развивать транспортные средства, которые могут ходить в зонах, где есть лед. К слову, обновление ледокольного флота - это значимая часть плана развития Архангельского транспортного узла.

Водный транспорт Архангельская область