04.10.2023 07:02
Культура

В Новой Третьяковке открыта экспозиция к 100-летию Пермской галереи и 300-летию Перми

Текст:  Владимир Балахнин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №224 (9169)
Экспозиция в Новой Третьяковке приурочена к 100-летию Пермской галереи и 300-летию Перми.
Богоматерь Казанская. Сольвычегодск. 1630-1640-е. / Третьяковская галерея
Читать на сайте RG.RU

В Москву оттуда привезено 80 экспонатов, среди которых жемчужина собрания Пермского музея - храмовая деревянная скульптура. Представлены и памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, связанные с семьей Строгановых - зачинателей освоения Прикамья, которые принесли в земли Перми художественную традицию высокого уровня.

Иконы Строгановы заказывали лучшим иконописцам - мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Из четырех икон на выставке три - их работы. Две - от Семена Хромого (из пяти известных) и одна - от Ильи Филиппова ("Троица Ветхозаветная", единственная дошедшая до нас икона его письма).

Евангелист Матфей. Начало XIX века. / permartmuseum.com

В состав экспозиции также вошли произведения русской живописи первой половины XX века: работы Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Любови Поповой, Ивана Клюна, Александра Дейнеки, полотна "авангардистов" Василия Каменского, Давида Бурлюка и Виктора Пальмова, которым отвели целый этаж.

Смесь икон XVII века, уникальных пермских деревянных скульптур и работ русских футуристов весьма необычна. Интересно проследить влияние иконописи на наш авангард. Казалось бы, икона - это канон, а авангард - разрыв шаблонов, нарушение границ и правил. Однако в работах того же Петрова-Водкина влияние русской иконы очевидно.

И.В. Клюн. Супрематическая композиция. 1916. / permartmuseum.com

Выставка продлится до 25 февраля.

Императрицы в Эрмитаже и кочевники в ГИМе: Пиотровский и Левыкин рассказали о главных выставках своих музеев в 2024
Музеи и памятники