Звездный дуэт возник всего за четыре месяца до начала Игр в Лондоне, хотя будущие друзья познакомились шестью годами ранее - в Афинах, на юношеском первенстве Европы. Уроженец Москвы Постригай гонял за Россию, а воспитанник Тираспольской школы гребли Дьяченко был заявлен за Молдавию. Юноши зарубились на двух дистанциях, спор закончился вничью, и они запомнили друг друга.
А в 2009 году в программе олимпийской гребли в Лондоне появились 200 метров в одиночке и двойке. Решение в пользу россиян - у нас всегда делалась ставка на быструю, мощную греблю. Нужно было определяться с методикой подготовки и искать оптимальные пары для байдарок-двоек. Постригаю и Дьяченко предложили объединиться.
- Вышли в августе на воду, прокатились... Эффекта "вау!" не было. Тренеры сказали: "Неплохо". И в отпуске мы забыли друг про друга. Предсезонку начали в разных местах, но сбор сделали сдвоенным, и после Италии наша группа в марте перебралась в Португалию. А там началось: так сядем в одну лодку или не сядем? Вопрос волновал всех, - смеется Дьяченко.
Во главе национальных сборных России по гребле на байдарках и каноэ стоял трехкратный чемпион Олимпийских игр Владимир Владимирович Парфенович, а главным тренером мужской сборной был Сергей Викторович Верлин. Они и продавили вопрос, убедив личных тренеров спортсменов (с Постригаем работал Александр Самохотский).
- Помню первую совместную тренировку и голос Парфеновича: "Хорошо летят!", - говорит Постригай.
- В нашем экипаже Парфенович увидел большую перспективу, - продолжает Дьяченко. - С каждой тренировкой мы все больше разгонялись. Тренеры поначалу смотрели на секундомеры и друг на друга: "У тебя такое же время? Может, навигаторы глючат?" А мы выполняли большой блок работы - к маю надо было выходить во всеоружии.
- В борьбе за олимпийские лицензии на фоне других экипажей (тех же литовцев) мы выглядели мальчишками - 22 года одному и 23 другому, - улыбается Юрий. - Но у меня была надежда на Сашу, а у него - на меня. Все время хотели улучшать свои результаты. Лодка шла все быстрее и быстрее, и мы не понимали, когда наступит предел. А Парфенович: "Можно еще быстрее. Надо выезжать из 31 секунды". Мы: "Это невозможно!"
- Считалось, если экипаж выезжает на этой дистанции из 33 секунд, уже хорошо. Мы постоянно из 32-х выскакивали. В конце тренировки могли про-ехать лучше мирового рекорда на тот момент, - добавляет напарник.
В спорте больших достижений, где часто все решают доли секунды и несколько сантиметров, особенно важна роль случая. В мае 2012-го в польской Познани на квалификационных соревнованиях по добору олимпийских лицензий погода стояла отвратительная - собачий холод, сильная волна, аж барашки закручивались. Требовалось грести быстро и мощно, чтобы не попасть в болтанку. Юрия, сидящего в лодке впереди, на дистанции заливала волна. Россияне стремились подбивать лодку над волнами, сохранять хороший ход и не заваливаться набок. В итоге они завоевали лицензию. А через три дня на этом же канале начался первый этап Кубка мира. Погода хорошая, солнышко, штиль. В финал экипаж вышел с лучшим временем.
- Решили включить полную мощность, а потом ехать домой и спокойно готовиться к Олимпиаде, - тут Юрий показывает видео заезда, в котором у него разлетается весло. В замедленном виде этот эпизод выглядит еще драматичнее.
- Представляете, если бы весло развалилось тремя днями раньше? Не было бы у нас никакой Олимпиады, - роняет Александр.
Далее были этапы Кубка мира в Дуйсбурге и Москве, где экипаж брал первые места (в Германии в полуфинале парни пролетели 200 метров за 30,3 секунды). Но чтобы попасть на Олимпиаду, предстояло еще выиграть отбор на чемпионате России. Там парни преодолели большое искушение.
- Тренеры спросили: "Какие еще дистанции хотите пройти?", - рассказывает Дьяченко. - На Олимпиаде было пять дистанций для байдарочников - 1 000 метров для четверки, двойки и одиночки, 200 метров для одиночки и двойки. Посидели мы, подумали и отказались от одиночек. В том году мы с Юрой были на голову сильнее других российских одиночников. Может, кто-то из нас и медаль бы в Лондоне завоевал. Но такой выбор - я уверен на сто процентов - аукнулся бы в заездах на двойке. Финал мы выиграли с большим отрывом. На заключительном блоке подготовки к Лондону нарабатывали чувство партнера. Чтобы можно было с закрытыми глазами реагировать на все изменения, происходящие на дистанции. Три модели прохождения дистанции отрабатывали. Высчитывали количество гребков, которые надо сделать при разном ветре - встречном, попутном, боковом. Шлифовали разные мелочи. Смотрели, на каком пульсе какое время показываем на дистанции, - делится подробностями Александр.
- И думали: быстрее бы уже соревнования начались. "Мясо давай!", - смеется Юрий.
Золотые олимпийские медали выигрываются по-разному. Наши байдарочники все три олимпийских старта были намного сильнее соперников.
- В предварительном заезде попали на немцев, французов и еще пару серьезных соперников. И, наверное, это был самый волнительный старт на тех Играх. Но как только стартовая ловушка упала, напряжение исчезло. Первые пятьдесят метров соперники шли где-то рядом, а потом я понял, что не вижу боковым зрением номера других лодок. Далеко ото всех уехали, хотя еще не включали свой суперскоростной режим. Последние метров тридцать докатывали - зачем тратить лишние силы? - пожимает могучими плечами Дьяченко.
После того заезда россияне почувствовали "вкус крови". Перед полуфиналом кто-то из тренеров посоветовал морально уничтожить британцев - одних из главных конкурентов.
- Мы включились на полную с первых метров и очень далеко ушли от британцев. Держали разрыв на целый корпус, бросив грести в полную силу последние пару десятков метров. В тренерский штаб британцев входил Александр Никаноров, известный тренер еще со времен СССР. Потом он рассказал, что британцы после той гонки ошеломленно спросили: "Что нам здесь делать?!" Это было унижение, - говорит Саша.
Тренеры на Олимпиаде поступили мудро, дав понять, что верят в экипаж, и сами излучали уверенность. А парни отключили телефоны и свели общение с другими к минимуму.
- Ушли в себя. Идет мимо кто-нибудь: "Привет! - Привет!" И все. На глазах темные очки. Тренеры тоже не нудили, - шутит Постригай.
Если кто и поиграл на их нервах, так это павлины, жившие во дворе отеля.
- Ночью расшумелись, как будто кошки мяукали. Я долго не мог заснуть, думал о гонке, хотя не следовало этого делать. Конечно, было тревожно. Смотрю на соседнюю койку - Санёк спит себе, посапывает, похрапывает даже немножко. И я потом все-таки уснул. Проснулся вроде бодреньким. А через пару часов - разминка и финальный старт.
После разминки они раньше всех встали в стартовый створ, давая понять: у нас все готово. Перед стартом сказали друг другу: "Давай сделаем то, что наработали!"
- Все поначалу полетели, но через пятьдесят метров мы им сказали: "Пока!", - улыбается Саша.
Лодка с Игр в Лондоне прослужила до 2021 года. "Даже сейчас на ней иногда гоняем, - говорят спортсмены. - Она стала для нас единственной лодкой, в которую садишься как в родную. Сколько после 2012 года перепробовали лодок - не то! Хотим сдать в музей, но все никак не решимся расстаться".
Сергей Медведев, спортивный журналист, комментатор и ведущий соревнований:
- Дьяченко и Постригай прекрасно подошли друг другу по гребцовским качествам. Экипаж - очень сложный механизм. Если Саша был очень здоровым физически и давал мощь, то Юра великолепно чувствовал воду и лодку. Неслучайно он сидел первым номером. И оба были психологически готовы к борьбе за медали. Очень многие отмечают, что лодка этого легендарного экипажа буквально летела над водой. Долгое время ребят отличала редкая стабильность. В 2019 году они выиграли чемпионат мира в Сегеде. Радует, что после большого спорта они не потерялись и не стали жить прошлым, что активно участвуют в популяризации гребли на всех уровнях.