- Ищу стол со стульями в кухню. В торговых центрах с мебельными островками или в небольших специализированных салонах ничего подходящего не нашла. Если дешево, то уж совсем плохо, образцы будто из 1990-х, а чуть получше стиль и качество - сразу заоблачная цена. Один стул - 6 тысяч рублей, стол - от 10 тысяч. В общем, хромые табуреты пока не выбрасываю, продолжаю искать золотую середину, - вздыхает пожилая соседка.
Между тем потенциал уральских мебельщиков достаточно велик, что продемонстрировала недавняя отраслевая выставка в Екатеринбурге. Персонажи Ильфа и Петрова растерялись бы при виде такого разнообразия стульев, а также нарядных пуфов, кресел, диванов, столов и других предметов мебели. Приятно, что на фоне изделий конкурентов из Новгородской и Челябинской областей, Краснодарского края и других регионов (выставка собрала более ста участников) продукция свердловских компаний выглядит весьма достойно.
Как отметил замминистра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин, деревообработка сегодня в числе самых перспективных бизнес-направлений в регионе: ее объем оценивается в 10 миллиардов рублей, при этом потребность в мебели огромная и спрос растет постоянно.
Это подтверждают и сами производители. По словам менеджера екатеринбургской мебельной фабрики "Столбург" Алексея Исакова, предприятию уже десять лет - есть с чем сравнивать. Сейчас здесь фиксируют большой объем заказов. По мнению Исакова, спрос растет из-за расширения клиентской базы, в том числе в ближнем зарубежье. Коллеги с оценкой согласны.
- Жилья строится больше, закономерно, что растет спрос на мебель в низком и среднем сегментах, - считает директор фабрики столешниц "Антарес" из Березовского Дамир Агалямзянов.
Интересно, что покупают эти изделия не только сами новоселы. Многие мебельщики сотрудничают напрямую с застройщиками. Последние все чаще предлагают покупателям квартиры "под ключ", причем не просто с чистовой отделкой, но и частично меблированные. Например, оборудованные встроенными кухнями. Несколько лет назад квартиры с мебелью предлагали только два процента застройщиков, сейчас эта цифра больше. Сдерживает ее рост то, что принятие законопроекта о включении в ипотеку меблировки (он разработан и даже согласован, в том числе с ЦБ) пока отложено. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) ссылается на замглавы Минстроя РФ Никиту Стасишина, который пообещал, что позже это решение точно будет принято.
Казалось бы, большому спросу на мебель следует радоваться. Однако адаптация российской промышленности к изменившимся условиям идет непросто.
- Каждый день новые сложности. Сегодня нет клея, завтра узнаем, что в стране не производят плиту, и так далее. Мы работаем с импортными материалами, например, немецким клеем. Наши производители есть, но их продукция не устраивает по качеству. Были сложности и с фурнитурой, но европейских поставщиков удалось заменить китайскими. У них неплохой товар, - поясняет Дамир Агалямзянов.
- Дефицита идей не испытываем, все новые веяния, в том числе из Европы, до нас доходят. Но стоимость продукции выросла, в основном из-за подорожавших комплектующих. Все они закупаются за рубежом - ткани, например, из Китая, Турции. А вот железо, ЛДСП - российского производства, - добавляет Алексей Исаков.
Правда, из-за инфляции рост стоимости даже российских материалов происходит по цепочке: подорожал клей - выросла в цене плита ЛДСП. "Разгоняет" цены и дорогая логистика. Но самая острая проблема - дефицит рабочих рук, сетуют мебельщики. Конкуренция в промышленности большая, хороших специалистов можно удержать только высокой зарплатой: 60-70 тысяч зачастую недостаточно (по данным АМДПР, одни из самых высокооплачиваемых специалистов в этой сфере, сборщики мебели, получают 100-150 тысяч рублей в месяц). Но в итоге растет и стоимость конечной продукции.
Кстати, на дефицит кадров жалуются даже на мебельных производствах ГУФСИН по Свердловской области: проблема в том, что сборщиков нужно обучать. Тем не менее продукция стенда ГУФСИН на выставке удивила высоким качеством. Простые табуретки здесь уже, кажется, не делают. Мягкие кресла для актовых залов и театров радуют изяществом и эргономичностью, а большой офисный стол на металлическом основании поразил креативным дизайном, лаконичностью и качеством. А ведь приглашенных работников нет, даже конструкторы и дизайнеры свои. Оборудование имеется, в том числе для лазерной резки металла.
Кстати, станки на выставке были представлены в широком ассортименте, причем целый стенд - австрийских, из Тироля, для самых высоких требований. И санкции нипочем. Вообще сложилось впечатление, что, несмотря на проблемы, у большинства наших мебельщиков есть все необходимое для дальнейшего развития. А нет - так будет.