Этот вид медосвидетельствования пока не очень популярен, но набирает обороты. А создание реестра позволит следить за здоровьем водителей, чтобы не допускать ДТП, произошедших, скажем, из-за того, что у водителя автобуса, перевозившего пассажиров, случился инфаркт.
Развитие такой системы обсудили на круглом столе в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта.
Напомним, что перед каждым выездом в рейс водитель грузовика, автобуса, такси обязан пройти так называемый предрейсовый медицинский осмотр. Но зачастую сделать это бывает не так-то просто. Например, таксист выезжает от своего дома. Ему надо доехать до автопарка, чтобы там его проверил врач или фельдшер. И только потом он выпускается на линию. А если у автопарка нет постоянного дежурящего круглые сутки врача? Правильно, появляются путевые листы, в которых все заранее прописано, и передаются водителю за определенное вознаграждение. Тем более что один врач, как правило, физически не может проверить всех водителей автопарка за короткое время.
Эту проблему может помочь решить телемедицина. Когда водителя проверяют с помощью разных электронных приборов, которые передают эту информацию врачу. А тот, в свою очередь, размещает информацию в Сети.
О своем видении работы такой системы рассказал глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. По его словам, практика показывает, что у очень многих водителей повышенное давление. По медицинской статистике, в последнее время количество инфарктов сокращается, а количество инсультов растет. Так что при несоблюдении контроля за здоровьем водителей, увеличиваются риски аварий.
Он также считает, что необходимо создавать реестр водителей-профессионалов. Но именно с точки зрения медицинского допуска. Речь не идет о том, чтобы запретить водителю выход на линию при превышении каких-то норм. Речь идет о том, что если у водителя вдруг повышается давление, частит пульс, то это повод для работодателя направить его на лечение.
Напомним, что некие пункты проверки водителей с помощью телемедицины должны были установить чуть ли не на каждой заправке и в торговых центрах. Но этого пока не случилось. Тем более что тут есть некие проблемы.
Допустим, водитель такси отъезжает от своего дома. Где он может пройти такую проверку? Ведь очевидно, что в его доме такого терминала нет. Поэтому Евгений Москвичев предлагает установить законодательно некие сроки для проведения проверки. То есть не минута в минуту, когда таксист отъехал от дома, а с учетом возможности его добраться до места проведения дистанционного медосмотра. Но это - законодательные решения, которые будут реализованы очень нескоро. А что делать сейчас?
По данным того же Евгения Москвичева, с 1 сентября было оформлено более 29 тысяч электронных путевых листов с электронной подписью врача. То есть медосвидетельствование на расстоянии расширяется.
Так, например, Мосгортранс все свои 25 автопарков переводит на электронное оформление путевых листов. Именно тех документов, под которыми ставится электронная подпись врача. И по которым водитель допускается к работе на транспорте.
Как сообщил замдиректора департамента цифрового развития минтранса Ян Комаха, к 2025 году появится перечень документов, которые в обязательном варианте должны будут предоставляться в электронном виде. Его установит правительство.
Но уже сейчас программное обеспечение способно установить, был ли врач, в момент подписания своего заключения, уполномочен это делать?
Напомним, что сейчас, зачастую, путевые листы, с одобрением врача, подписываются на расстоянии и без прохождения медосмотра.
По мнению первого заместителя гендиректора Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Михаила Брячака новая система позволит уйти от этой порочной практики.
Но есть нюансы. А именно - достоверность полученных данных. В частности, хитрые водители могут подменить себя на другого человека. Это несложно. Чувствует себя водитель плохо, вот и попросил коллегу или простого прохожего пройти вместо него проверку. Ведь медосмотр производится без контроля.
Второй вариант. Каждый прибор должен работать в определенных условиях. В том числе, и комплекс медосвидетельствования. Требуется определенная освещенность, температурный режим. Если они не соответствуют установленным параметрам, то и доказать, что водитель не мог быть допущен к рулю, будет не возможно.
В-третьих, каждый программно-аппаратный комплекс можно взломать. И он будет выдавать, что у каждого проверенного давление 120/80, а в выдохе полный ноль. И каким водитель выйдет на линию никому не известно.
В общем, со всем этим предстоит работать и работать. Примечательно, что запустить реестр перевозчиков, с учетом таких медицинских данных, НИИАТ собирается уже с 1 декабря этого года.
Но это не означает, что все перевозчики перейдут на удаленный режим проверки водителей. Инфраструктура для этого пока не готова.