Впрочем, происходящее уже не выглядит удивительным с учетом изменившихся на "Черном континенте" настроений и приоритетов.
На просторах интернета можно отыскать множество фотографий, на которых молодые люди в странах Западной Африки размахивают флагами на акциях протеста или мчатся по городам на мотоциклах, украшенных российским триколором: портные шьют их десятками в день в узких переулках, а таксисты размещают их на своих приборных панелях.
В Западной и Центральной Африке флаг России, наряду с российским оружием и наемниками, становится наиболее заметным признаком более широкого геополитического сдвига в регионе.
"Российский флаг стал символом сопротивления в Западной Африке, связанным с антизападными и антифранцузскими настроениями", - сказал Кайл Уолтер, руководитель отдела исследований технологической компании Logically, которая проследила рост пророссийских и антифранцузских нарративов, связанных с Нигером, после переворота, произошедшего там летом этого года.
Уже на протяжении нескольких недель десятки тысяч демонстрантов в Ниамее, столице Нигера, регулярно протестуют перед базой, на которой размещены французские военные. Так, например, 15 сентября в ходе акции демонстранты топтали французский триколор, несли гроб, который, по их словам, предназначался Макрону, и размахивали плакатами с надписью "Смерть Франции!".
Такое развитие событий ставит под сомнение доминирующее место Франции в новой многополярной системе международных координат. Парижу становится все труднее утверждать свое дипломатическое, экономическое и культурное влияние на африканском континенте, а яркие лозунги о финансовой помощи лишь скрывают нежелание Парижа терять доступ к африканским ресурсам, в т.ч. за счет финансовой поддержки диктаторских режимов профранцузского толка. Такая ситуация сказывается на имидже Франции - теперь "средней державы", теряющей политическое влияние причем в глазах не только развивающихся стран, но и ее бывших колоний.
Страны Африки, осознавая собственную значимость в современном многополярном мире, все больше отдаляются от бывших метрополий, которые веками использовали их как дешевый источник полезных ископаемых. По данным Всемирной ядерной ассоциации, Нигер является вторым по величине производителем урана в Африке и экспортирует большую часть своей продукции во Францию. В 2022 году он произвел 2 020 тонн этого металла.
Смена власти в Ниамее может означать формирование сплошного антифранцузского коридора от Мавритании до Чада и от Ливии до Нигерии с выходом к океану через Буркина-Фасо и Гвинею. Это может запустить эффект домино, который приведет к отказу от профранцузского курса других бывших колоний Парижа: Мавритании, Бенина, Того, Кот д'Ивуара, Сенегала, Камеруна.
Следующие один за другим государственные перевороты в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Габоне, а также дипломатические кризисы в отношениях с Марокко и периодически возникающая напряженность в отношениях с Алжиром свидетельствуют о том, что Париж с трудом сохраняет влияния в регионе, который когда-то считал своим.
Помимо соперничества международных течений, действующих на континенте, эти дипломатические неудачи, похоже, свидетельствуют о закате французского влияния, о конце неоколониальной политики françafrique. Они ставят под сомнение способность Франции сохранить свой прежний державный статус и возвращают нас к урокам кризиса 1956 года, когда Париж осознал, что международный порядок изменился и Франция будет вынуждена приспосабливаться к этим глобальным переменам.
Политический кризис в Нигере