И вот на днях уникальная личная библиотека Ирины Антоновой ушла с молотка. И приобрел ее некоммерческий фонд V-A-C, основанный бизнесменом Леонидом Михельсоном в 2009 году. Фонд работает с российскими художниками и занимается развитием современной культуры через выставочную, просветительскую, издательскую деятельность. Есть у фонда и своя площадка в Москве - Доме культуры "ГЭС-2".
И то, что библиотека легендарной Ирины Александровны теперь принадлежит фонду V-A-C, скорее хорошая новость. Но и это еще не все.
Общее число выкупленных лотов - 103. "РГ" связалась с новыми владельцами и разузнала, что 76 экземпляров из выставленных на аукцион изданий поступило в фонд Библиотеки "ГЭС-2" и еще 27 было передано во временное пользование в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Мы попросили прокомментировать фонд, почему для них важна эта покупка?
- Сложно переоценить влияние Ирины Александровны на развитие музейного и выставочного дела и искусствоведческих исследований, а главное - ее роль в формировании нескольких поколений зрителей, интересующихся живой историей искусства и культуры. Поэтому ее книжное собрание, складывавшееся на протяжении десятилетий, обладает качествами одновременно музейной и личной библиотеки. Издания коллекции Ирины Антоновой можно рассматривать как академические источники, благодаря которым выстраивается образ целой культурной эпохи. С другой стороны, ее библиотека представляет уникальную картину индивидуальных интересов, увлечений, профессиональных и человеческих связей, возникавших на протяжении всей жизни. Поэтому содержание книг собрания Ирины Александровны дополняется новым значением, рассказом о ней самой.
Также мы поинтересовались, смогут ли обычные посетители "ГЭС-2" увидеть библиотеку Ирины Александровны. И нас заверили, что это обязательно произойдет: "Весь читальный зал нашей Библиотеки организован как выставка книжных подборок, составленных авторами и участниками проходящих в "ГЭС-2" публичных программ. Благодаря этому на полках соседствуют издания самой разной тематики, библиотечная экспозиция постоянно меняется, и книги из коллекции Ирины Александровны обязательно появятся в подборках к проектам Дома культуры".
Открытие мемориальной доски Ирины Антоновой в музее им. А. С. ПушкинаНа вопрос, удалось ли уже сделать любопытные находки в библиотеке Антоновой, нам рассказали о дарственных надписях от семьи Дмитрия Шостаковича:
- На протяжении десятилетий Ирину Антонову многое связывало с музыкой, и среди важных для нее фигур следует упомянуть не только Святослава Рихтера, книги о котором Ирина Александровна собирала, но и Дмитрия Шостаковича. Так, в одном из интервью она рассказывала, что благодаря отцу впервые услышала исполнение "Секстета" в Политехническом музее и с тех пор старалась не пропускать премьер произведений Шостаковича.
В двух книгах о Дмитрии Шостаковиче из домашней библиотеки Ирины Антоновой мы нашли подписанные открытки 1976 и 1983 годов от жены композитора, Ирины Шостакович, - с новогодними поздравлениями и теплыми пожеланиями "Процветания Вашему детищу - музею, бесконечному источнику радости".
Не меньшим ценителем музыки был муж Ирины Александровны, искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг. Многие из книг по музыке, поступивших в фонд Библиотеки из коллекции Ирины Антоновой, содержат адресованные Евсею Ротенбергу дарственные надписи авторов или редакторов этих изданий. Одна из них начинается словами "Энтузиасту художественного гения…".
Кстати
Следующий аукцион, на котором можно будет приобрести книги из личной библиотеки Ирины Антоновой, пройдет 11 октября в 19.00. Там, в частности, будут представлены редкое издание в двух томах "Моя жизнь" Софьи Толстой, "Хаджи-Мурат" Толстого с автографом Андрея Битова, собрание сочинений Шекспира, Гейне, несколько книг Александра Дюма, Виктора Гюго и многое другое.
Ирина Антонова - советский и российский учёный-искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. С 1961 по 2013 год она возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а после до самой смерти была президентом музея. Ее не стало в ноябре 2020-го в возрасте 98 лет. Спустя два года от сердечной недостаточности умер ее сын Борис Ротенберг. Завещание бывший директор Пушкинского музея не оставила, поэтому все ее имущество оказалось у дальних родственников.