Речь идет о передаче выловленных лососевых видов рыб (чавычи, нерки, кижуча, кеты, горбуши, сима, гольца и форели), а также водных биологических ресурсов в переработанном виде, за исключением икры, рыбы и филе рыбного, вяленых и соленых или в рассоле, копченых. Эту продукцию предлагается передавать собакам в приютах для животных и питомниках ездовых собак.
Как отмечается в пояснительной записке, сейчас безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, если позволяет их физическое состояние, возвращают в среду обитания. В противном случае продукция подлежат незамедлительному уничтожению.
"При этом другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и рыбная продукция из них могут быть реализованы", - отмечается в внесенном в Госдуму законопроекте.
Как рассказала "РГ" заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, эта инициатива принадлежит главе Камчатки Владимиру Солодову. "Мы обсуждали с ним этот вопрос. Полагаю, что в его предложении есть безусловная полезность. Вопрос регламентации, который мы дополнительно проработаем с уполномоченными органами", - отметила она.
Идея о бесплатной передаче приютам и питомникам для ездовых собак незаконно выловленной рыбы представляется рациональной, считает председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина.
"Хочется перефразировать известную поговорку: на безрыбье и рак рыба. Так и в этом случае - "и рыба мясо". Рыба - легкоусвояемый источник белков животного происхождения, витаминов, минеральных веществ. Рациону собаки рыба не навредит. Главное, считают ветеринары, чтобы ее доля не превышала 70% от общего числа белковых продуктов, а предпочтение следует отдавать рыбе семейства лососевых. Как раз той самой, которую чаще всего незаконно вылавливают на Камчатке", - отметила Шаройкина в разговоре с "РГ".
Приюты для бездомных животных постоянно нуждаются в корме, и рыба станет хорошим подспорьем, ее можно добавлять, например, в каши для собак, отмечает она.
"Такой подход будет содействовать сокращению объема образования пищевых отходов, ведь по закону изъятую незаконно выловленную рыбу продавать населению нельзя. Самое главное, чтобы в пищу животным передавалась рыба только тех видов и той степени обработки, которая рекомендована ветеринарами, а также проходила должную термическую обработку, чтобы уничтожить бактерии и паразиты, которые потенциально могут нанести вред здоровью животных", - отметила Елена Шаройкина.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев считает, что в итоге контрафактная рыба все равно окажется на прилавке.
"Риски того, что это будет где-то на прилавках, абсолютно точно есть. Эта рыба может просто перепродаваться. Шанс этого крайне велик. На Камчатке не так много приютов и питомников для ездовых собак. Объемы нелегально выловленной рыбы таковы, что всем ездовым собакам мира могло бы хватить этой рыбы, не говоря уже там про бездомных собак. Тем более, если говорить о реальном количестве легальных приютов", - отметил Валуев.
Депутат отметил, что в данном случае вопрос не в собаках, а в самой продукции, по которой принято решение, что ее нельзя употреблять. Он напомнил, что когда были введены санкции на европейский сыр, то его уничтожали, а не направляли в интернаты, детские дома и детские сады.
"Это незаконный продукт. И незаконный продукт, как ни крути, как бы это ни было больно и все прочее, он должен уничтожаться. Это то же самое, что запустить большую партию запрещенных опиоидов в систему медицинского оборота и тем самым легализовать. Такой подход не используется. И в отношении санкционных товаров на границе не используется. И, соответственно, он не должен использоваться, на мой взгляд, и по отношению к выловленной нелегальной продукции", - отметил Валуев.