О том, какие планы намечены на осеннюю сессию 2023 года, "РГ" побеседовала с председателем Комитета ГД по охране здоровья, врачом-хирургом Бадмой Башанкаевым.
Бадма Николаевич, какие проблемы здравоохранения сегодня находятся в центре внимания депутатов?
Бадма Башанкаев: Вопросы, над которыми в осеннюю сессию будет работать наш комитет, касаются самых разных направлений, но каждое имеет огромное значение. Многие связаны с лекарственным обеспечением. В их числе - увеличение финансирования лекарственной терапии сердечно-сосудистых заболеваний, работа производственных и передвижных аптек, синхронизация законодательств в сфере обращения лекарственных средств в ЕАЭС. Также предстоит решать вопросы организации онкогематологической помощи и сопроводительной терапии в онкологии, медицинской реабилитации, обеспечения медицинскими изделиями и средствами реабилитации. Есть инициативы по статусу медицинского работника, совершенствованию детского здравоохранения, по промышленной медицине, законодательному регулированию народной медицины. И, конечно, будет продолжена активная работа по решению проблемы кадрового дефицита, по дебюрократизации и декриминализации медицинской деятельности.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о двух последних темах.
Бадма Башанкаев: Что касается дебюрократизации, то врачей нужно освободить, наконец, от обязанности заполнять огромное количество документов. Сегодня они вынуждены уделять больше внимания истории болезни человека, чем ему самому. Это неправильно. У доктора должно быть достаточно времени и сил для главного - пациента.
Декриминализация медицинской деятельности - важнейшее направление работы нашего комитета. Преследование врачей по пресловутой 238 статье УК РФ (в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. - Прим. ред.) вынуждает специалистов уходить из профессии, роняет ее престиж. В то же время сами врачи совершенно не защищены. Нет никакого рабочего закона о "медицинской" презумпции невиновности. Мало того, на медиков нападают с кулаками, битами, ножами, огнестрельным оружием. Только в июле 2023 года в разных городах страны произошло 11 подобных нападений (и это лишь те, что попали в сводки). Законодательная защита медиков - одна из главных наших задач.
Какие инициативы по совершенствованию законодательства запланированы комитетом на осеннюю сессию 2023 года?
Бадма Башанкаев: Готовим предложения по организации онкогематологической помощи и сопроводительной терапии в онкологии, доступность которой должна повыситься. Планируется внести изменение в Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" в части регулирования процедуры патологоанатомических вскрытий. Речь о том, что студенты медицинских вузов сейчас практически не имеют биоматериала для полноценного обучения. Мы считаем, нужно узаконить передачу невостребованных для захоронения тел в мединституты. Еще одна из инициатив связана с необходимостью определить размеры торговых надбавок (законопроект о передвижных аптеках в отдаленных пунктах), чтобы старики, которые в основном и являются жителями отдаленных сел, могли купить лекарства в передвижных аптеках.
Как депутаты оценивают ход реализации национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография"? Есть ли замечания к работе профильных ведомств?
Бадма Башанкаев: Благодаря нацпроекту "Здравоохранение" гражданам доступна высококвалифицированная помощь по профилям онкология, кардиология, педиатрия, неонатология, медицинская реабилитация. Для врачей из регионов открылись возможности в плане научно-методической поддержки и повышения квалификации. В нацпроекте "Демография" хочется отметить федеральный проект "Старшее поколение": по всей стране создана сеть центров, где пожилым людям оказывают медико-социальную помощь.
Реализация нацпроектов направлена на выполнение целей и задач, поставленных президентом, и работа парламента - платформа для их осуществления. Были приняты важные законодательные решения. Они касались телемедицины, клинических рекомендаций, лекарственного обеспечения, федерального регистра медицинских и фармацевтических работников, допуска иностранных граждан к медицинской и фармацевтической деятельности, трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, разрешения применения препаратов off label у детей в онкогематологии, совершенствования психиатрической помощи и многого другого.
Ведется парламентский контроль выполнения государственных задач, мониторинг достижения целевых показателей национальных и федеральных проектов. Есть и работа над ошибками: выявление проблем, обсуждение, выработка стратегии. При этом депутатский корпус и профильные министерства и ведомства находятся в единой команде, и это повышает эффективность работы.
Хочу добавить несколько слов о процедуре парламентского контроля. Например, в весеннюю сессию приняты изменения в закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Он "стоял" почти 30 лет, а сейчас будет работать, учитывая интересы недееспособных и дееспособных людей, в том числе детей, которые живут в психоневрологических интернатах.
Мы предусмотрели здесь парламентский контроль, чтобы депутаты могли стимулировать минздрав, минтруд и другие причастные органы создавать организации, которые будут помогать защищать права пациентов психоневрологических интернатов.
Как, по оценке депутатов, организована необходимая медицинская помощь участникам СВО? Удовлетворительна ли ее организация или есть недочеты?
Бадма Башанкаев: В систему оказания медицинской помощи участникам СВО вовлечено большое количество служб и организаций. Сюда включены вопросы логистики, взаимодействия между военными и гражданскими медучреждениями, социальной и медицинской реабилитации. Все это на контроле у нашего комитета, чтобы система постоянно совершенствовалась.
Сегодня военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, военизированных частях. Если по месту службы или жительства военно-медицинских организаций нет или в них нет отделений, специалистов, оборудования нужного профиля, а также в экстренных и неотложных случаях военнослужащие получают помощь в гражданских организациях. Действует учрежденный президентом Фонд поддержки участников СВО.
Но есть проблемы в деятельности военно-врачебных комиссий (ВВК), например, длительные сроки ожидания решения. Думаем, что целесообразно привлечь специалистов из регионов с небольшой нагрузкой в те регионы, где ВВК проводятся чаще. А также обсудить формат дистанционного проведения ВВК с помощью телемедицины (когда это необходимо срочно).
По нашему мнению, должно быть более глубоким взаимодействие минздрава, минтруда и минобороны - в части совершенствования маршрутизации, а также в случаях инвалидизации пациентов. Минобороны совместно с минздравом следует проанализировать работу ВВК и медицинских организаций, где оказывалась помощь военнослужащим. И рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство.
Какие претензии к здравоохранению высказывает население во время работы депутатов в регионах?
Бадма Башанкаев: Чаще всего люди жалуются на низкое качество и недоступность медицинской помощи, невозможность получить необходимые лекарства, пройти диспансеризацию, попасть в федеральные медорганизации на консультацию и лечение. Разбираемся в каждой ситуации, отвечаем заявителям - это наша работа. А если видим, что жалобы носят системный характер, то информацию обобщаем, выносим обсуждение на региональный или федеральный уровень.
Есть ли, по мнению депутатов, риски возникновения дефицита лекарств в связи с введенными Западом против нашей страны экономическими санкциями? Какие законодательные решения, по вашему мнению, необходимы, чтобы не допустить этого?
Бадма Башанкаев: Без преувеличения, взаимодействие нашего комитета с минздравом и минпромторгом по этим вопросам идет в режиме 24/7.
Госдума уже приняла законодательные меры для противодействия санкциям. Обеспечен допуск в Россию зарегистрированных лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах в случае дефектуры или риска ее возникновения. Также производители и организации, осуществляющие ввоз медизделий, не вправе приостанавливать или прекращать их производство или ввоз без уведомления (не менее чем за 6 месяцев). Это позволяет ограничить вывоз из РФ отдельных видов товаров медицинского назначения, ускорить процедуры регистрации российских изделий в случаях замены иностранных составляющих, увеличить размер авансирования, которое могут получить медицинские и страховые медорганизации, работающие в сфере ОМС.
Отдельный комплекс мер принят для упрощения госзакупок лекарств и медицинских изделий. Создан единый реестр поставщиков - организации могут напрямую закупать у них оборудование и препараты без ограничения сумм. Это особенно важно для Фонда "Круг добра" и крупных медицинских центров. Правительству дано право устанавливать особенности обращения и регистрации биомедицинских клеточных продуктов как альтернативы ряду лекарственных препаратов и имплантируемых медицинских изделий.
Был момент, когда из-за санкций и нарушения логистических цепочек из аптек пропали важные импортные препараты, однако сейчас поставки идут в необходимом объеме. Налажены поставки из дружественных стран, контролируются цены на жизненно важные лекарства. Самое главное - поправки в законодательство упрощают регистрацию, обращение, лицензирование лекарств. Приняты законы о производстве отечественных препаратов из плазмы крови и о возрождении производственных аптек. Все это дает импульс нашей фарминдустрии. Безусловно, нужно развивать отечественное фармпроизводство, на что будет направлена наша законодательная деятельность. При комитете работает, и очень активно, Экспертный совет по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Он поднимает самые острые вопросы и консолидирует усилия, направленные на повышение доступности лекарственных препаратов.
Требуются ли изменения и/или дополнения в законодательную базу фармацевтической отрасли? Если да, то какие?
Бадма Башанкаев: Уже введен значительный объем законодательных изменений, и это требует детального анализа: как решения реализуются. Если говорить о главном векторе работы комитета, то он такой: граждане должны быть обеспечены качественными лекарствами. Тут важна поддержка нашей фармотрасли с экономической стороны - успехи есть, создаются уникальные препараты. Главное, чтобы это все расширялось. Я уже упоминал о передвижных аптеках - серьезном направлении, которое мы доработаем. Необходимо оптимизировать процедуры подтверждения качества, эффективности и безопасности медизделий, чтобы они быстрее выходили на рынок.
Еще один приоритет - повышение доступности лекарственной терапии для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Совершенствовать законодательную базу нужно постоянно, и мы нацелены на эту работу.