Экспозицию открывает реплика главной регалии и монархического символа Российской империи - Большой Императорской короны. Эта реплика создана мастерами "Алроса" в 2012 году по заказу Гохрана России. Именно она экспонируется на любых выставках, ибо оригинал за всю историю никогда не покидал стен Кремля.
Выставка "Записки ювелира. Бриллиантовая история"Сегодня почти никто не слышал имя придворного ювелира Жереми Позье (в отличие, скажем, от Карла Фаберже). А, между прочим, во второй половине XVIII века именно он создавал ювелирные шедевры для трех российских императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Считается, что русские ювелирные традиции во многом сформировались в это время. Жереми Позье прославился тогда как блестящий огранщик, ювелир-новатор (он использовал собственные технологии), и возглавил работу по изготовлению короны для Екатерины II, которой та была коронована в 1762 году. (Тому предшествовало соперничество Позье с придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом, но в итоге инкрустацией короны драгоценными камнями занимался именно Позье, поскольку умел работать с ними, в отличие от Экарта, использовавшего готовые камни).
Новый масштабный социально-культурный проект крупнейшей алмазодобывающей компании "Алроса" получил название POSIÉ, созвучное имени ювелира-виртуоза. Проект направлен на изучение ювелирного наследия и возрождение лучших традиций российской гранильной и ювелирной школы. На выставке "Записки ювелира" представлена первая созданная в рамках проекта POSIÉ коллекция высокого ювелирного искусства "Волшебные сказки". Ее оригинальность заключается не только в опоре на культурное наследие, но и в придании ему интересного современного звучания (позже под брендом POSIÉ будут выпускаться и другие ювелирные линии).
Современные украшения нового бренда на выставке дополнены предметами личного обихода императриц - брошами, табакерками и другими экспонатами из собраний ГИМ, Государственного Эрмитажа и Гохрана России.
Автором концепции общей экспозиции в Выставочном зале ГИМа выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. По его замыслу ювелирные украшения стали частью иммерсивных арт-инсталляций. Они ведут посетителей от фольклорной старины к барокко и классицизму, соединяя современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.
Коллекция высокого ювелирного искусства POSIÉ "Волшебные сказки" разработана Михаилом Барышниковым - единственным российским дизайнером, чья собственная коллекция украшений была презентована в рамках высокой ювелирной недели в Париже в 2020 году. "Это потрясающая возможность - поработать с наследием такой глубины. Мало кто знает, что до Карла Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу Российской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов, которые нам известны сегодня. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны - это очень ценно", - говорит Барышников.
На открытии выставки директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, в свою очередь, сказал: “Совместный проект с компанией "Алроса" - возможность продемонстрировать не только непревзойденные исторические шедевры, но и потрясающие работы современных ювелиров, достойно продолжающих дело великих мастеров прошлого”.
Время проведения: до 15 января 2024 года.
Место: Выставочный комплекс Исторического музея, Площадь революции, 2/3 (бывший Музей В. И. Ленина).