Сегодня станцию называют островом, автомобильные мосты соединяющие "малую столицу" с большой землей разрушены. Больных и рожениц возят на тепловозе или на машине по мосту, носящему прискорбный титул самого опасного в России.
Шаг шагну, два шагу - мост качается
Легендарная станция Куанда - это край Забайкальского края, речка Витим отделяет ее от республики Бурятия. От райцентра Чара я ехал до Куанды долгих четыре часа в пропахшем мазутом вагоне "рабочего поезда" (так здесь называют сиплый маневровый тепловоз, который неспешно тащит пассажирский вагон - на нем добираются до своих точек и полустанков рабочие железной дороги).
Сквозь немытое окно вагона любовался видами. Горела золотом осень, завораживала "готика" вершин Кадарского хребта. В безветрии замерли синие озера. Куанда встретила тишиной и помпезным зданием железнодорожного вокзала, построенного с советским замахом на большие перспективы.
Хочешь узнать градус и правду местной жизни - иди в магазин. Иду. На вопрос: "Как у вас жизнь?" Куцая очередь ответила женским многолосьем: "Живем как на острове! Мост через речку Куанда разрушился лет десять назад, а мост через реку Витим - это дикий ужас. Я езжу по нему только с закрытыми глазами. Даже мужики наши трезвые боятся по нему ездить", - за всех выпалила продавщица Катерина.
Мост через Витим - местная дорога жизни. На другом берегу реки бурятский город Таксимо, там аэропорт, дешевые продукты, качественный бензин, доступная медицина, роддом и другие грани цивилизации.
Витимский мост давно стал героем народных интернет новостей: люди выложили в сеть десятки видео на ладан дышащего моста, сопровождая съемки забористой лексикой, среди которой самое нежное - самый страшный мост России.
Тридцать километров до страшного моста мы с водителем Михаилом преодолевали почти два часа. "УАЗ" трясло и кидало так, что иногда казалось, еще секунда и выпадут пломбы…
"Это еще машина новая, подвеска мягкая, ага. А так бы еще хуже было", - бодрил меня немногословный Михаил.
Автомобильный мост через реку Витим, которую обессмертил писатель Вячеслав Шишков, и назвал литературно Угрюм-рекой - зрелище печальное. Это щербатый ряд почерневших от жизни шпал, кустарно уложенных на металлические поперечины. Ширина моста равна ширине грузового автомобиля. Никаких перил и ограждений. Я прошел по нему метров 100 и спешно повернул назад. Страшно! Когда под твоим ногами зияют бурные воды глубокой реки, то становится не по себе. Середина моста провисла и висит плетью.
"А там опору в ледоход смыло, вот он и прогнулся", - буднично пояснил Михаил.
Он в год по этому мосту ездит несколько раз. Говорит, привык.
"Но дверки в машине всегда открываю. Если не откроешь, ветром машину качает, а тут постоянно ветра. Когда женщин везу, они часто глаза от страха закрывают, боятся", - добавил водитель.
Этот мост построен в советском 1984 году спецами одного из мостотрядов. Он всегда числился в категории временных и не был зарегистрирован ни на одном балансе. Де-юре он не существует, а де-факто - дорога жизни. Его два раза поджигали, сегодня его ремонтируют как могут местные мужики. Ремонтный материал - отслужившие свой век шпалы.
"У нас вся цивилизация в бурятском городке Таксимо. Там бензин хороший, там наши женщины чаще всего рожают детей, ведь до роддома в Чите добираться двое суток поездом с двумя пересадками. Там намного богаче ассортимент продуктов и товаров. Конечно, жутко ездить, а других вариантов у нас нет, - поделилась Елена, предприниматель из Куанды.
Рядом с самым опасным мостом России проходит железнодорожный мост - единственная тоненькая артерия жизни, связывающая "малую столицу БАМа" с большой Россией.
Медсестра Ковалева - местная медицина
В Куанде сегодня живет 1,5 тысячи человек: здесь школа, детский сад, несколько магазинов и почти полное отсутствие медицины. В местной больнице один врач-педиатр и несколько медсестер - они и ведут врачебный прием взрослого населения.
Людмила Николаевна Ковалева, работает без малого сорок лет медицинской сестрой.
"Врач сейчас в отпуске, я тут самая главная", - с грустной улыбкой сказала она, сетуя, что у самой уже слабое здоровье, а людей оставить не может.
"Чуть не плачут люди, просят их не бросать, мне их жалко. Как могу бросить? Пока ноги ходят и голова соображает, буду работать",- вздохнула Людмила Николаевна.
Куанда - поселок таежный, разбросанный. Зимой морозы под пятьдесят градусов - вариант нормы. Слабенькая медицина работает здесь без машины скорой помощи.
"Кто как может, тот так и добирается. Когда тяжелый случай, сами из последних сил идем на вызов, кто увидит на дороге, подвозят. Народ отзывчивый, иначе бы совсем пропали", - отметила медсестра Ковалева.
В самых экстренных случаях на помощь приходят железнодорожники. Тяжелых больных берут в кабину тепловоза и везут туда, где могут спасти.
Вопрос открытый
В поселке живут первостроители БАМа - те, которые парнями и девчатами приехали сюда, отозвавшись на клич государства строить "дорогу жизни".
Николай Иванович Пискунов как раз из той команды комсомольцев-добровольцев, приехал сюда в 1981 году.
"В палатке спали: утром проснешься, а волосы к подушке примерзли! Пока суп съешь, второе замерзнет, вот в таких условиях мы строили магистраль", - поделился воспоминаниями Николай Иванович.
Он несколько десятилетий отбивал нутро по здешним дорогам на здоровенном Magirus. Тонул в болотах, замерзал в январе на якутской трассе, летом кормил мошкару. Награжден медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали".
"Куда уезжать? Здесь квартира, дача, на участок плодородную землю мешком носил, хозяйство держу. Баня своя", - загибал пальцы Николай Иванович.
На мой вопрос: чего не хватает жителям "малой столицы" большого БАМа, ответил не задумываясь.
"Медицины. Летом сердце сбой дало, спасибо нашим медсестрам, помогли. С логистикой трудно, автомобильные мосты разрушены, а поездом добираться - целое дело", - рассказал Пискунов.
Мост через речку Куанда разрушен лет как десять назад. Самые смелые, чтобы добраться до районного центра Чара, преодолевают реку вброд на машинах.
"Мост через речку Витим - это проблема, которая не решается десятилетиями. Для начала его надо на баланс взять. А кто его возьмет в таком состоянии? Вопрос открытый", - отметил Владимир Устюжанин, глава администрации Каларского района.
Иван Варшавский, легендарный бригадир путеукладчиков, которые соединили "золотым звеном" рельсы БАМА, Герой Социалистического Труда.
- Рабочая стыковка БАМа, произошла на разъезде Балбухта в сентябре 1984 года. А парадную чуть попозже делали на станции Куанда. Народу там было тьма. Помню, рельсовые звенья для торжественной укладки были выкрашены в золотой цвет. В Куанду прилетал Гейдар Алиевич Алиев, он тогда от ЦК КПСС руководил стройкой. Была нечеловеческая усталость и были слезы радости. Вот, что могу сказать о том дне.
А то, что сегодня там нет ни врачей, ни мостов, - мне это слышать очень больно. Не для такой жизни мы строили ту дорогу…
Справка "РГ"
Куанда - поселок и одноименная станция Восточно-Сибирской железной дороги. Куанду называли "малой столицей" БАМа. Расстояние до районного центра Чара - 140 километров. Поселок основан в 1981 году. Именно в Куанде прошли торжества, посвященные "золотой стыковке" БАМа. Там, на привокзальной площади была установлена стела "Символ трудовой славы", которая представляет собой два обелиска с названиями поселков и станций.
Автомобильный мост через реку Витим был построен в 1984 году рабочими треста "Мостострой-9", всегда носил статус временного сооружения. Официально в эксплуатацию никогда не принимался. Его длина - 570 метров, ширина - три метра, высота -15 метров.
В 2016 году проезд по мосту был запрещен, но люди так и продолжают ездить по нему. Это единственное автомобильное сообщение между севером Забайкалья и республикой Бурятия.