В разное время многим вещам приписали красивые мифы - иногда случайно, иногда специально. Чтобы разобраться, где правда, а где красивый вымысел, в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы 13 октября откроется проект "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата". "РГ" предлагает не пройти мимо самых любопытных экспонатов.
Тарч. Москва, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Историки долго изучали, что такое тарч. Это круглый металлический щит и наруч с рукавицей, соединенные вместе. Щит состоит из четырех частей, а места его соединений прикрыты фигурными медными золочеными накладками. По краю щита - шелковая кайма с бахромой, обратная сторона щита и внутренняя поверхность наруча покрыты красным атласом. Вещь красивая, но не функциональная. Предмет очень тяжел - его вес 8 кг - и неудобен для удержания, любые манипуляции с ним крайне затруднительны. Сведений о существовании в русском средневековом войске такого предмета вооружения, как тарч, или описаний эпизодов его боевого применения не выявлено. Зато было сделано предположение, что такой щит мог служить для защиты или нападения в стесненных условиях, когда невозможно было манипулировать правой рукой - например, в брешах крепостей или траншеях.
Арчак. Москва, мастерские Кремля, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Еще один редко упоминаемый экспонат, название которого не каждому знакомо. Он поступил в Мастерскую и Оружейную палату в 1736 году из Придворной конюшенной конторы. Седло с подушкой с растительным узором, с золотыми запонами в виде стилизованных цветов и листьев, украшенных рубинами, изумрудами, алмазами и сапфирами. Его изобразил живописец XIX века Александр Литовченко на картине "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею" - так миф и был растиражирован.
Однако форма седла и богатство исполнения говорит о том, что оно было создано в мастерских Кремля во второй половине XVII в. и не могло быть в сокровищнице царя Ивана Грозного. Такая форма седел с подушкой появилась в России, Османской империи и Речи Посполитой только во второй половине XVII века. Так что мифы часто создавались не только историками, но и художниками.
Трон (приписывался великому князю Ивану III и царю Ивану IV Грозному). Москва, Оружейная палата (?), 1654-1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней - Москва, XIX в. (?). Музеи Московского Кремля
Еще один экспонат, также приписываемый царю Иоанну Грозному. А еще раньше его связывали с царем Иваном III. В "Историческом описании" 1807 года рассказано о привозе костяного трона великому князю Ивану III "послом греческих царевичей" по случаю его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог, но историк Алексей Малиновский в своем труде не ссылается при этом ни на какие источники. Трон сделан в XVII веке. И как и другие троны, мог использоваться в торжественных церемониях, к примеру, при приеме послов.
Шапка Мономаха Второго наряда, Москва, мастерские Кремля, 1682. Музеи Московского Кремля
В начале XIX века она считалась венцом княгини Ольги. На самом деле Шапка Мономаха Второго наряда была создана в связи с уникальными обстоятельствами, когда в 1682 году на престол взошли сразу два царя - Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Для венчания на царство всегда использовали только Шапку Мономаха, поэтому по ее образу и подобию для второго царя изготовили второй экземпляр. Это установили точно на основании пометок в описи казны 1682 года. Первым автором, решившим связать Шапку Мономаха Второго наряда с именем княгини Ольги, также был Алексей Малиновский в "Историческом описании" 1807 года. Исследователь утверждал, что невозможно, чтобы во время своего крещения в Царьграде Ольга не имела "на главе своей венца". Эта версия тиражировалась в описях Оружейной палаты вплоть до конца XIX века.
Для чего создавались мифы в истории?
Федор Панфилов, куратор выставки, кандидат исторических наук, заведующий сектором зарубежного искусства Музеев Московского Кремля:
- Личности мифотворцев-романтиков первой половины XIX века позволяют предположить, что в большинстве случаев эти мифы создавались не с целью фальсификации и искажения истории, а из самых лучших побуждений. История в этот период только развивается как наука. Для историков-любителей и писателей граница между доказанным фактом и творческим допущением была довольно размытой. Как правило, авторы мифов искренне любили историю своего Отечества, пытаясь найти предметы, связанные с важными историческими деятелями и при этом придумывая легендарную биографию вполне уникальным предметам из других эпох. Мифотворчество почти сразу стало вызывать критику ученых, что стимулировало развитие исторической науки и обогатило наши знания о прошлом.
Выставка "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"