11.10.2023 09:04
Экономика

В Союзном государстве будет единая транспортная система

Текст:  Владислав Сычевич (sichevich@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №38 (1098)
Транспорт наряду с другими отраслями белорусской экономики принял на себя серьезные вызовы. Необходимо было оперативно провести структурную трансформацию и перестройку логистических цепочек и минимизировать ущерб от западных санкций.
В 2022 году Беларусь перевалила через порты РФ 6,1 млн тонн, а по итогам 8 месяцев - больше 8,5 млн тонн. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Из прибалтийских портов пришлось уйти. Что же касается новых логистических маршрутов для белорусских грузов, то, как говорится, друг познается в беде. Президенты Беларуси и России договорились об использовании российских мощностей для перевалки белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов, других важнейших экспортных позиций. На правительственном уровне были подписаны соответствующие соглашения.

Эксперты отмечают, документы создали беспрецедентную нормативную базу для работы белорусских экспортеров с третьими странами через логистические пункты России. В 2022 году в рамках профильного межправительственного соглашения отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов, перевезено почти три млн тонн белорусских калийных удобрений - по железной дороге в Китай и через российские морские порты в Новороссийске, Астраханской области, Ейске и Усть-Луге. Сегодня Беларусь использует 20 российских портов для перевалки грузов, сообщил министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович:

- Фактически вручную мы управляли этими процессами, были подписаны два серьезных документа. Если в прошлом году мы перевалили через порты РФ около 6,1 млн тонн, то по итогам восьми месяцев это уже больше 8,5 млн тонн. Сегодня мы работаем через 20 российских портов. Наиболее востребованные - порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Там переваливается около 80 процентов грузов.

Отметим, эти порты превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов Беларусь получила скидку на Балтику. Сейчас идет активная проработка использования портовой инфраструктуры Мурманска. Там логистика с учетом расстояния, безусловно, дороже, поэтому изучается железнодорожный тариф.

Россия готова предоставить Беларуси доступ еще к одному порту в Ленинградской области

Что касается тарифов в целом, то именно железная дорога занимает в этой логистике около 60 процентов. Но влияет и стоимость перевалки в порту. И понятно, что груз поставляется туда, где дешевле. Предметно вопросы тарифов обсуждаются на совместной белорусско-российской комиссии. В этом году Беларусь получила скидки от 10 до 40 процентов в зависимости от направления. В том числе по отдельным видам грузов на большой порт Санкт-Петербурга и самую значительную скидку на порты Астрахани и сухопутный маршрут Север - Юг в сторону Каспийского моря.

В этом году Правительство Беларуси планирует обеспечить перевалку 17-18 млн тонн грузов через порты России. Наибольший грузопоток фиксируется в порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Задача - наращивать активность и в направлении портов Мурманска, юга России и Дальнего Востока. Об этом неоднократно заявлял Президент Беларуси Александр Лукашенко во время совещаний с членами Правительства.

Кубань закупит в Беларуси рекордное количество транспорта

Результаты начатой в апреле прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн тонн продукции в месяц, или 12 млн тонн в год. Беларуси удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга. В первом полугодии через эти порты отгружено 2,7 млн тонн калийных удобрений.

Россия готова предоставить Беларуси доступ еще к одному порту в Ленинградской области. Об этом сообщил Президент Беларуси во время совещания по вопросам экспорта белорусских товаров. При этом он отметил, что узкое место - железнодорожные поставки. Поэтому планируется реализация крупного проекта по возведению железнодорожной ветки из Беларуси в Санкт-Петербург.

Сейчас обсуждается вопрос строительства белорусского портового терминала в России. Его наличие позволит осуществлять ценовое регулирование и повышать конкурентность продукции.

В тему

Денис Карась, член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей:

- Создание транспортной системы Союзного государства будет способствовать углублению интеграции России и Беларуси, что обеспечит их стабильное развитие, повысит эффективность торговли и экономическую устойчивость двух стран даже в условиях незаконных западных санкций. Создание единой транспортной системы входит в 28 интеграционных программ Союзного государства.

Водный транспорт Беларусь Союзное государство России и Беларуси