Все дело в том, что Сокол и близлежащий Кыштым в 2021 году стали резиденциями VI Уральской индустриальной биеннале. Замысел был такой: художники приезжают в город, изучают его историю, общаются с местными жителями, проникаются настроением сегодняшнего дня и создают некий арт-объект - результат осмысления полученной информации. Благодаря московскому художнику Павлу Отдельнову о поселке узнал без преувеличения весь мир.
Из пожарных в экскурсоводы
А предыстория такова. Житель Снежинска Алексей Липатников в 2008 году вышел на пенсию. Работал он в пожарной охране, поэтому у новоиспеченного 42-летнего пенсионера планы на будущее были неопределенными. Вместе с другом они купили заброшенное здание общежития в Соколе, где проводили квесты для пацанов и взрослых дяденек, не наигравшихся в войнушку.
- Люди все чаще спрашивали: а что здесь было раньше? - вспоминает Алексей. - Я принялся изучать, рассказывать. Тут мне и говорят: да ну ее, войнушку, давай экскурсию.
Рассказывать действительно есть о чем. До войны на территории поселка построили санаторий НКВД, в Великую Отечественную развернули госпиталь. А в 1947-м Сталин подписал указ, в котором обозначил задачи нового секретного объекта радиологической лаборатории "Б", и Сокол превратился в Площадку-21, где ученые занимались изучением способов защиты от радиации и лечения лучевой болезни. Главная цель состояла в том, чтобы выяснить, как радиация действует на живые организмы, в том числе человека. А в 1957 году на расположенном рядом химкомбинате "Маяк" произошла страшная техногенная авария, лаборатория закрылась, поселок Сокол почти вымер…
В поисках решения финансовых проблем Липатников однажды попал на выставку Уральской индустриальной биеннале. Нет, ему лично современное искусство не зашло, но практика арт-резиденций показалась интересной.
- Обратился к художникам: придумайте что-нибудь, ко мне люди приедут, я на них денег заработаю, - смеется, вспоминая, Алексей. - Вот и появился Павел Отдельнов, хотел два-три объекта быстренько сделать и уехать.
В результате "сделал" 21 комнату в том самом здании бывшего общежития ученых, разместив в нем немногословную, аскетичную и потрясающе выразительную экспозицию "Звенящий след" (отсылка к счетчику Гейгера). Работа заняла почти год. Каждый зал - отдельная глава героической и страшной истории.
- Это место позволяет ее полностью прочувствовать: ученые, жившие тут, - свидетели и участники Уральского атомного проекта, - отмечает художник. - Последствия ужасные, но мы не старались нагнетать мрачную атмосферу.
Проект "Звенящий след" признан искусствоведами одним из лучших и самых важных в России, а Алексей Липатников теперь - сертифицированный экскурсовод, настоящий "гений места". По его словам, в прошлом году Сокол посетило четыре тысячи человек. В организации экскурсий ему помогает вся семья.
Память о прошлом
В 2023 году Сокол вышел на новый этап, получив статус арт-кластера, где трудится несколько проектных команд, на воплощение своих идей они выигрывают гранты различного уровня. В сентябре, например, весь Сокол стал декорациями для необычной театральной постановки.
Драматург Ирина Васьковская, режиссер Дмитрий Зимин и актеры Свердловского театра драмы создали аудиоспектакль, посвященный судьбе поселка, советскому атомному проекту. За основу взяли книгу воспоминаний Аргенты Титляновой "Рассыпанные страницы". Аргента работала в Соколе с выдающимися учеными того времени: профессором Сергеем Вознесенским и Николаем Тимофеевым-Ресовским. Зрителям спектакля "Сунгуль: память о прошлом" предлагают надеть наушники и перемещаться по территории поселка согласно точкам, обозначенным на карте: берег озера, КПП, бывшая гостиница, Дом культуры, комнаты общежития. В каждой точке их ждет рассказ о событиях тех лет: шумные застолья, любовные романы, смертельно опасные эксперименты, жестокие реалии и романтические мечты. Интересно, что получившая в юности огромную дозу облучения Аргента Титлянова недавно отметила 94-летие в окружении детей и внуков и в личном общении с режиссером Дмитрием Зиминым помогала выстроить канву повествования.
Рабочий с "дразнилкой"
В Кыштыме, еще одной резиденции биеннале, история с современным искусством получилась неоднозначная. Скульптуру, подаренную автором городу в 2021 году, жители не полюбили настолько, что попросили ее передать кому-нибудь другому. Ну вот как-то не впечатлил их стоящий в водах реки Кыштымки "рабочий, выполненный в духе пластики советского авангарда, мощный и стилизованный" с пятиметровым бревном-"дразнилкой" в руках (все по старинной технологии запуска медеплавильной печи). Людям пошли навстречу, Липатников с удовольствием приютил "мужика с дразнилкой" у себя в Соколе.
Зашли с другой стороны: открыли в Кыштыме Молодежную школу паблик-арта. Вместе с тьюторами из Екатеринбурга и Перми учащиеся школы создали девять временных арт-объектов и после обсуждения с общественностью включили их в авторский маршрут. Теперь по Кыштыму снуют толпы туристов - фанатов современного искусства, которых горожане провожают заинтересованными взглядами… Русло речки обещают почистить, а там, возможно, и рабочего вернут на место - теперь кыштымцы в современном искусстве разбираются куда лучше.