За два дня в рамках форума прошло более сорока мастер-классов, лекций, семинаров и других тематических площадок. Организаторы уточняют: XI медиафорум стал самым масштабным по количеству участников за всю свою историю. Незадолго до начала - в сентябре "ЕнисейРФ" был признан лучшим образовательным проектом федерального конкурса Союза журналистов России.
- Можно вспомнить, что начинался он как сравнительно небольшая образовательная площадка. Потом стал межрегиональным, а теперь уже фактически вышел на федеральный уровень, - считает руководитель Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Ирина Брежнева.
Федеральный статус мероприятия подтверждала его программа. Как заметила директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина, на протяжении двух дней на площадках события шла серьезная дискуссия о роли медиа в защите традиционных ценностей, трендах и вызовах, которые стоят перед нашей страной. Началась она на пленарном заседании и продолжилась на других дискуссионных площадках. Один из основных вопросов, который интересовал аудиторию: какие СМИ сейчас нужны обществу?
- Нам нужно понять, что в целом произошло с журналистикой, с медиасферой, всегда очень полезно для развития запускать процесс саморефлексии. Причем важно поговорить не о технических способностях современных медиа, гораздо важнее понять, что происходит со смыслами в медиа, как сделать так, чтобы те идеи, те мысли, те слова, ту информацию, которую мы производим и ретранслируем, сделать более убедительной. Не секрет, что современные тенденции говорят не только о формировании смысловых пузырей, округов доверия и недоверия, но и в общем о снижении уровня доверия читателей, слушателей и зрителей к тому, о чем мы пытаемся им рассказывать, - говорит генеральный директор "Клуба регионов" Сергей Старовойтов.
Очевидно, что массмедиа в последние годы меняются так, как еще никогда за всю свою историю. В лексиконе журналистов прочное место заняли такие понятия, как контент, лайк или хайп, которых в классических учебниках по журналистике не найти.
Эксперты сходятся во мнении, что развитие технологий двояко влияет на развитие СМИ. Обмениваться информацией, доносить ее до большой аудитории сейчас можно практически моментально. Традиционные СМИ, которые следят за своей репутацией (хотя и не без исключений), пытаются держать марку. В отличие от разного рода блогеров и пабликов в соцсетях, для которых количество просмотров и реакций пользователей - самоцель. То есть им, по сути, нужен не достоверный факт, а такая его интерпретация, которая соберет самую большую аудиторию. Либо вообще интересный фейк (еще один термин, которому не учили на журфаках). В результате погоня за "жареным" начинает определять информационную картину.
- Деловые и общественно-политические СМИ в России убиты Телеграмом, - коротко, но емко описал ситуацию президент коммуникационного холдинга Евгений Минченко.
В погоне за трафиком некоторые производители контента работают на грани дозволенного. Ситуацию усугубляет тот факт, что деятельность профессиональных журналистов законодательно урегулирована, а блогеры и рядовые пользователи соцсетей могут делать что хотят. То есть нужны единые правила игры для всех. Ими могут стать ценностные ориентиры и базовые понятия о справедливости, которые разделяют большинство россиян. Приверженность им подтверждают опросы общественного мнения. В условиях, когда идет СВО на Украине, этот вопрос становится актуальным вдвойне.
- Против нас идет методичная идеологическая война, а мы позволяем свободу действий и высказываний, которые вредят, я с этим не согласен, - говорит первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
- В новой информационной реальности существует миллион интерпретаций одновременно, и потребитель может выстраивать себе картину дня, исходя из личных предпочтений. Авторская экспертная позиция пользуется большим спросом. Например, ярый трампист будет читать новости с интерпретациями только из республиканских блогов, не касаясь СМИ Демократический партии США. Рассерженный патриот читает военкоров, не зная, что там говорят на "Ютубе" иноагенты, а уехавший в Тбилиси либерал - наоборот. И доверие к эксперту здесь - ключевой показатель. Охваты сейчас - во многом вопрос технологии, а вот доверие - то, что выстраивается долго и сложно. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане доверяли транслируемой информации, поэтому, безусловно, является крупнейшем игроком на поле интерпретаций, собирая экспертов и работая с ними, - уверена политолог Мария Сергеева.
Василий Нелюбин, и. о. заместителя губернатора Красноярского края:
- "ЕнисейРФ" - это качественная современная профессиональная площадка. Его особенность - открытый и честный разговор с участием ведущих экспертов, от исследовательских центров и медиаизмерителей до представителей власти, крупнейших медиахолдингов. Тех, кто может объяснить современные тенденции и тренды, предложить варианты решения для текущих задач медийной отрасли.