На первый план выходят вопросы подготовки высококвалифицированных руководителей. Требуется пересмотр принципов их обучения. Чтобы изменить ситуацию, необходимо возродить инженерно-экономическое образование, заявляют участники семинара "Цель - технологический суверенитет. Подготовка менеджеров и инженеров, ликвидирующая дефицит высококвалифицированных кадров". Семинар прошел на кафедре систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского федерального университета. Бизнес однозначно поддерживает такой взгляд на проблему.
- Когда экономика в стране стала рыночной, отраслевые кафедры экономики и управления во многих вузах ликвидировали. При этом в образовательных программах подготовки управленцев произошел крен в сторону так называемых "мягких навыков", а доля инженерно-технических и естественно-научных дисциплин была сведена к минимуму, - отмечает Михаил Кожевников, заведующий кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Института экономики и управления УрФУ. - Как подтверждают исследования кафедры, ни содержание, ни качество такого образования не соответствуют масштабным национальным вызовам.
- Сегодня мы вынуждены готовить руководителей из инженеров. С помощью разных программ доучиваем сотрудников, чтобы получить инженеров, имеющих серьезные знания в области экономики. Однако технари зачастую не умеют управлять людьми, не видят перспектив, не умеют гибко реагировать на вызовы рынка, работать в условиях постоянных изменений, - говорит директор по управлению персоналом Свердловского филиала компании "Т Плюс" Светлана Темина. - Эту проблему мы решаем, формируя программы обучения персонала из того, что рынок образования готов нам предложить. Так что комплексное инженерно-экономическое образование весьма востребовано.
Представители вуза подчеркивают: интеллектуалоемкость профессии менеджера растет. От управленцев требуются не только гибкость, способность к многозадачности и навыки коммуникации, но и прежде всего фундаментальная подготовка, глубокое знание отраслевой специфики. Это особенно важно для высокотехнологичных отраслей.
При этом ученые смотрят на проблему еще шире, говоря о том, что опережающая подготовка высококвалифицированных управленческих кадров - одно из главных условий достижения Россией технологического суверенитета. По словам профессора кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Леонида Гительмана, здесь необходимо учитывать ряд факторов.
- В первую очередь научно-технический прогресс, который лавинообразно ускоряется. Ситуация многократно усложняется еще и вследствие острой геополитической конкуренции. Все это порождает высокие риски и неопределенность, - говорит профессор. - Поэтому опережение становится единственной возможностью устойчивого развития организаций.
В частности, опережающее развитие энергетики по отношению ко всем отраслям и секторам экономики - главный фактор обеспечения экономического роста в стране. Решить эту задачу без кардинальных перемен в сфере образования опять-таки невозможно.
Кафедра, которая готовит управленцев для энергетики и промышленности, уже много лет прорабатывает этот вопрос. При этом все более зреет уверенность, что подготовку менеджеров, во всяком случае для технологически сложных отраслей, необходимо перевести в формат специалитета: компетенции бакалавров явно недостаточны.
- Позиция нашей компании: формирование управленцев должно происходить снизу, то есть самый грамотный менеджер - это человек, который сначала поработал руками. Практически все руководители Свердловского филиала "Т Плюс" - выпускники инженерных институтов, получившие дополнительно интенсивную управленческую подготовку в магистратуре. В целом это хорошая коллаборация: человек вовремя получает актуальное образование и становится эффективным руководителем. Однако несомненно, что управленческий специалитет с мощной фундаментальной подготовкой, ориентированный на специфику отрасли, включающий увеличенный объем практик и стажировок на предприятиях, поможет решить проблему высококвалифицированных кадров в реальном секторе, - считает Светлана Темина.