Продажи алкоголя в рознице за первые три квартала 2023 года увеличились к тому же периоду 2022 года на 4,4%, до 164,3 млн декалитров (дал), следует из данных Росалкогольтабакконтроля. В показателях не учтены данные продаж спиртного в общепите, а также реализация пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Водки было куплено 55,6 млн дал - это чуть меньше (на 0,3%), чем за тот же период 2022 года. Зато заметный рост наблюдается у ликеро-водочных изделий свыше 25% (настойки, ликеры и т.п.) - плюс 24,6%, до 9,9 млн дал. Продажи коньяка выросли на 10,5%, до 9,7 млн дал. Другие спиртные напитки (джин, виски и т.д.) прибавили 13,3%, до 8,7 млн дал. Продолжают стремительно расти продажи слабоалкогольных напитков: с января по сентябрь 2023 года на 17,5%, до 12,9 млн дал, а в сравнении с тем же периодом 2022 года произошло почти удвоение продаж (с 6,8 млн дал). Продажи вина выросли на 5,9%, до 41,9 млн дал. Игристое купили на 9,9% больше, чем за девять месяцев 2022 года - 13,4 млн дал.
За тот же период производство алкоголя в России снизилось на 4,2%, до 132,1 млн дал. Выпуск водки просел на 5,7% (до 53,5 млн дал), коньяка - на 7,2% (до 5,9 млн дал), вина - на 7% (до 22,2 млн дал), шампанского - на 7,2% (до 8,7 млн дал). В сравнении с 2021 годом снижения по большинству позиций не произошло. В Росалкогольтабакконтроле указывали на "разнонаправленные тенденции 2022 года". В частности, в прошлом году произошло сокращение экспорта водки из-за санкций, а импорт и производство своих вин, напротив, выросли. "В настоящее время рынок стабилизируется, и мы возвращаемся к тем пропорциям, которые наблюдались в 2021 году", - отмечали в ведомстве.
В 2022 году отечественные производители резко нарастили выпуск спиртного в ожидании сокращения импорта, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но его не случилось. Напротив, импорт, например, вин вырос. Поэтому на рынке образовался избыток спиртного, и теперь производители просто соизмеряют свои возможности с потребностями рынка.
Дробиз объясняет рост спроса на крепкий алкоголь (вроде настоек и ликеров) поиском новых вкусов, а на тихие и игристые вина - сокращением турпотока за рубеж. Внушительный рост продаж слабоалкогольных напитков - следствие исчезновения винных напитков, считает эксперт. Они производились из импортных виноматериалов, но с 2020 года по закону о виноградарстве и виноделии их фактически запретили, и потребители переключились на слабоалкогольные коктейли.
По мнению Дробиза, в 2024 году алкогольный рынок будет стабилен, а небольшой рост потребления возможен за счет добавления статистики из новых регионов.