18.10.2023 11:53
Культура

В Воронеже показали 10 ярких документальных спектаклей

Текст:  Ольга Мельникова
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №236 (9181)
Всероссийский "Вербатимфест" привез в Воронеж десять ярких документальных спектаклей последних лет. Постановки из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и столицы Черноземья привлекли несколько сотен школьников и студентов.
Читать на сайте RG.RU

Показы с аншлагами шли с 5 по 15 октября на площадке "Нового театра", бесплатные лекции и мастер-классы - в областном центре креативных индустрий "Матрешка" и Доме молодежи.

- Фестиваль мы провели уже в третий раз. Благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив программа стала шире и объемнее. По традиции на показы были приглашены ребята из детского дома, - рассказала куратор Мария Конотоп. - Кроме того, всю выручку от спектакля "Интернат", основанного на журналистском расследовании о ПНИ, пожертвуем на благотворительный проект "Наивно? Очень". Он дает работу людям с ментальными нарушениями.

Документальные спектакли подкупают зрителя прежде всего своей доступностью: это разговор подчеркнуто простым языком о повседневной жизни, ее маленьких радостях и проблемах, которые, казалось бы, не могут быть предметом внимания в Искусстве. Однако на деле искусство может вобрать в себя что угодно. И вынести на сцену вопросы, от которых общество склонно уходить.

Чем живут подростки в современной деревне? Чего им не хватает, о чем мечтается? Одни хотят уехать в город, стать дизайнерами, архитекторами и военными. Другие готовы остаться в родном селе, где нет суеты и шума, а из достопримечательностей - только пруд или руины какого-нибудь предприятия. Спектакль "Деревня и я" (РАМТ, Москва) дал слово реальным школьникам из Калужской, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской и Тверской областей.

В Петербурге пройдут "Большие гастроли" Губернского театра Сергея Безрукова

- Я сам в детстве жил в деревне и хотел узнать, что чувствует сегодняшний подросток, обитая в доме без газа и водопровода, с туалетом на улице. Мы объехали несколько школ, где работает программа "Учитель для России", и записали монологи ребят - самых обычных, и отличников, и хулиганов. Это общение много дало лично мне. Не забуду, как девочка лет 12 вдруг в коридоре взяла меня за руку и сказала: "В жизни у вас будет много трудностей, но никогда не отчаивайтесь и верьте в лучшее". Вот что это было такое?.. Когда сложился спектакль, стало ясно, что он не столько про деревню, сколько про отношения подростка с миром. Подростки в XXI веке так же, как и мы в свое время, хотят приключений, ищут правду, борются с суровым миром взрослых, переживают первую дружбу, потерю, боль, предательство. Просто у них появилось умение говорить "нет", отстаивать свои границы, отношения с финансами стали более продвинутыми, - пояснил режиссер Дмитрий Крестьянкин.

Другая его работа - "Квадрат" ("Плохой театр", Санкт-Петербург) - заставила зрителей заново осмыслять 1990-е. Материалом для постановки послужили события из жизни самого Крестьянкина и его школьных друзей, выросших в Туле. Для одних спектакль-дискотека, сочетающий забавные приметы взросления и безжалостный взгляд на эпоху перемен, стал экскурсом в собственное детство или юность. Для других - погружением в реальность, знакомую только по чужим рассказам.

Тверской ТЮЗ привез на "Вербатимфест" проект "Контакт" - нечто вроде актерского тренинга на публике. Пять артистов разыгрывали сюжеты, подсказанные зрителями. Предполагалось, что это будут курьезы. Но представление о юморе у всех разное, и порой гостям приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы вычленить в чужом описании интригу и придумать для персонажей яркие характеры. Зато в итоге воронежцы смогли посмотреть на себя чужими глазами - что нелишне предпринимать и за пределами театра.

Драматический театр Воронеж