17.10.2023 18:36
Экономика

В России будут платить за снижение потребления энергии

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №235 (9180)
В России разработан механизм регулирования спроса на электроэнергию. Присоединившиеся к его работе компании и граждане в пиковые часы спроса должны будут снижать энергопотребление, за что им будет выплачиваться вознаграждение. Соответствующие изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике" сейчас рассматриваются в Госдуме. В Минэнерго рассчитывают, что уже в следующем году механизм полноценно заработает.
Граждане смогут получать вознаграждение за участие в регулируемом снижении потребления энергии. / Be-Art / istock
Читать на сайте RG.RU

Организовывать работу механизма на рынке и взаимодействие потребителей и поставщиков энергии будут компании-агрегаторы. Как пояснили "РГ" в Минэнерго, суть управления спросом на электроэнергию - в добровольном изменении потребления конечными потребителями относительно их обычного графика нагрузки в целях снижения задействования пиковой генерации в энергосистеме.

Проще говоря, меньше спрос - ниже цена, причем для всех потребителей, а не только для участвующих в работе механизма. Последние за свое участие еще смогут получить преференции. Как уточнили в Минэнерго, это могут быть как определенные денежные выплаты в рамках заключаемых договоров, так и оптимизация собственных затрат на электроэнергию за счет смещения графика своего потребления. То есть переносить максимальную нагрузку на сеть на периоды более низких цен. Небольшие и средние производства могут временно останавливать или снижать интенсивность работы.

Можно управлять системами освещения, нагрева воды, вентиляции и кондиционирования (к примеру, вечерами, в праздники или выходные), а также использовать собственное генерирующее оборудование или накопители энергии.

Механизм участия требует от потребителя быть готовым не более пяти раз в месяц на два или четыре часа снизить свое потребление на заявленную им величину. Задача агрегаторов - найти розничных потребителей, готовых добровольно снижать свое потребление, и задействовать их по команде Системного оператора ЕЭС (СО ЕЭС) для снижения пикового потребления. Он выступает в качестве единого окна по покупке услуги у агрегаторов. А они, в свою очередь, оплачивают потребителям оказанную услугу.

Доцент Казанцева рассказала, что изменилось в правилах оплаты ЖКХ

Пилотный проект управления спросом был запущен в России в 2019 году. По оценке Минэнерго, всего за период с июля 2019 года по сентябрь 2023 года эффект на оптовом рынке электроэнергии, получаемый всеми покупателями оптового рынка, составил 4,74 млрд руб. (в том числе для участников пилотного проекта - 3,56 млрд руб. и для не участвующих в проекте, - 1,18 млрд руб.). В 2022-2023 годах в дни, когда был задействован ресурс управления спросом, снижение стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке за соответствующие сутки составляло от 0,5 до 2%.

Согласно результатам расчетов АТС и СО ЕЭС сводный экономический эффект от снижения платежей в адрес генераторов в перспективе составит 67-105 млрд руб. в год в зависимости от глубины реализации механизмов управления спросом на соответствующих сегментах энергетического рынка. Стоимость услуг агрегаторов и их клиентов составит 40-65 млрд руб. в год, соответственно, экономический эффект для всех потребителей на оптовом и розничном рынках электроэнергии составит 27 - 40 млрд руб. в год, включая тех, кто не будет участвовать в проекте. Один потребитель из малого бизнеса, участвующий в проекте, по оценкам экспертов, при выполнении всех команд Агрегатора (например, снижение потребления на 1 Мвт) мог бы получить до 900 тыс. руб. за год.

Как показывает зарубежная практика, наибольший потенциал для рынка представляет участие в работе механизма мелких потребителей. Они при консолидации и синхронном выполнении единых команд способны произвести значительный системный эффект. По оценкам Guidehouse Insights, в 2020 году рынок управления спросом в мире достигал 40,5 ГВт, из которых 16,2 ГВт приходились на сектор RDR (бытовые потребители, домохозяйства) и 24,3 ГВт - на сектор CIDR (коммерческие и промышленные потребители). К 2028 году ожидается рост этого рынка до 105,5 ГВт, из которых RDR обеспечит 46,5 ГВт, а CIDR - 59 ГВт.

И именно в секторе RDR в России, по мнению некоторых экспертов и участников рынка, могут возникнуть проблемы. Как отмечают в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (Ассоциации ГП и ЭСК), законопроект напрямую не запрещает участие мелких и средних потребителей в проекте, но и не создает никаких преференций, при этом агрегаторы, конечно, более заинтересованы в крупных участниках.

То есть компаниям-агрегаторам будет выгодней заключить договор с крупным промышленным потребителем энергии, а не тысячей граждан или сотней маленьких предприятий. Этому также способствуют предполагаемые большие штрафы за недобор объемов снижения потребления энергии. Избежать их проще всего, снизив до минимума количество клиентов, которых не так и много, а потенциал для эффективной работы механизма ниже, чем у средних и малых потребителей. Не случайно всего в пилоте в качестве агрегатора себя попробовала 101 компания, но в последнем отборе на третий квартал 2023 года участвовало уже только 25 агрегаторов.

Впрочем, в "НП Совет рынка" считают, что законопроект, рассматриваемый сейчас в Госдуме, предполагает вовлечение мелких и средних потребителей в процесс предоставления услуг по управлению спросом. А статистика по агрегаторам характеризует лишь пилотный проект. Например, по мере развития пилотного проекта увеличивалась ответственность исполнителей услуг за выполнение своих обязательств. С одной стороны, это может приводить к сокращению количества исполнителей услуг, с другой стороны, к более качественному исполнению обязательств участниками. Так, по итогам марта-сентября 2023 года уровень исполнения вырос до 86% по сравнению с 73% по итогам 2022 года.

Последнее, правда, не отменяет вышесказанного, о приоритете заключения договоров с крупными потребителями, для упрощения работы на рынке. В Ассоциации ГП и ЭСК также отмечают, что на текущем этапе потенциальным агрегаторам сложно оценить экономику участия в механизме, поскольку не определены до конца подходы к определению стоимостных параметров конкурсных отборов.

Но есть еще один нюанс, связанный с технической стороной работы механизма. Управление спросом невозможно без точного учета снижения энергопотребления всех участников процесса - компаний-поставщиков энергий, агрегаторов и потребителей. Для последних - это умный счетчик электроэнергии.

В "НП Совет рынка" уточняют, что на этапе внедрения возможность развития механизма не ограничивается требованиями о наличии интеллектуальных приборов учета - до начала 2027 года предусмотрена возможность предоставления услуг с применением текущих систем учета.

Путин обсудил с Токаевым вопросы энергетики

Но уже на этапе пилота работы механизма возникала проблема проверки и подтверждения данных о снижении энергопотребления. Причем в случае с отсутствием интеллектуальных счетчиков в уязвимом положении оказываются именно потребители энергии, без заинтересованности которых эффективная работа механизма невозможна. Едва ли потребитель энергии продолжит свое участие в работе механизма, если, по его мнению, его обманут.

По мнению старшего консультанта группы аналитики в электроэнергетике Kept Екатерины Артеменковой, управление потреблением электроэнергии имеет большой потенциал развития в России. Технология позволяет изменять цену на электроэнергию, повышать эффективность работы энергосистемы, оказывать влияние на решения при перспективном развитии в части строительства новых генерирующих мощностей, а также объемов интеграции ВИЭ. С целью получения указанных выгод, как и любая нововведенная технология, она требует широкого распространения и массового участия разного рода потребителей. И только в процессе этого участия, получения опыта, путем "тонкой настройки" и совершенствования механизмов, в том числе развития интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), можно достичь максимальных эффектов.

Энергетика Госдума Минэнерго ЖКХ