В семье Людмилы Жиляевой шестеро подопечных. Двое - с инвалидностью:12-летняя девочка и 9-летний мальчик. Ежемесячное пособие на содержание ребенка - 15 тысяч рублей, пенсия по инвалидности - 18 500 рублей. И та, и другая суммы поступают на два счета опекуна. Людмила пошла в управление соцполитики сдавать отчет за год: на что потратила бюджетные деньги. Ей предъявили претензию: часть средств израсходованы неразумно, нужно вернуть. К примеру, органы опеки за год посчитали излишком для мальчика 24 пары носков, два праздничных костюма, шесть полотенец, больше восьми тысяч - на хозтовары, 25 тысяч - на игрушки. Такие же претензии и по тратам на девочку.
- Сотрудники опеки говорят: на все должно хватать пособия - 15 тысяч рублей. А пенсию по инвалидности трогать нельзя. Если вдруг вы что-то и потратили, то необходимо отчитаться чеками, хотя в законе это не прописано, отчитываться нужно только за те товары, которые в два раза превышают размер прожиточного минимума, - объяснила отказ удовлетворить претензию Жиляева.
Стороны пошли в суд. От органов опеки - иск вернуть деньги, от опекуна - утвердить отчет. Суд заключил: деньги использовались неразумно. В решении указано: у некоторых кассовых чеков QR-коды не считываются. Это еще одна причина не принимать отчет. В итоге опекун должна вернуть на счет девочки 242 тысячи 100 рублей, мальчика - 241 тысячу 410 рублей.
В подобной ситуации оказалась и семья Натальи Токаревой, где из шести детей один инвалид. За 2022 год на номинальный счет опекуна было начислено 517 тысяч 400 рублей: 331 тысяча 700 рублей - пенсия и 185 тысяч 700 рублей - средства на содержание. Из расходов Натальи учли только 305 тысяч 600 рублей. По решению суда опекун должна вернуть 211 тысяч 600 рублей. Сотрудники артинского управления соцполитики ссылаются на региональный закон: пособие на опекаемого тратить можно и строгой отчетности тут не нужно, но если в ход пошла пенсия, то отчитаться необходимо за каждый рубль. Кроме того, Федеральный закон N48 "Об опеке и попечительстве" говорит: чеки не нужны, если деньги тратятся на предметы первой необходимости и продукты. Следовательно, за все остальное - отчитайся.
В минсоцполитики региона утверждают: они не придираются к опекунам, но, если возникли вопросы, задают. Например, если семья купила новую кроватку, просят ее показать или предъявить хотя бы чеки. Ответ: "ребенок ее уже разбил и поэтому спит на старой" вызывает сомнения.
- В таких случаях налицо все-таки личный материальный интерес опекуна, нежели желание дать ребенку семью, - прокомментировали аналогичные случаи в минсоцполитики.
У артинских семей логика другая - пенсию по инвалидности ребенка можно тратить в том числе, например, на оздоровление. По рекомендации психолога Наталья купила мальчику аквариум - уход за рыбками успокаивает малыша. За подобные мелкие траты чеки не были приняты, хотя по закону алименты, пенсия и пособия выделяются на отдельный номинальный счет опекуна, открытый в интересах ребенка.
- Почему бы тогда законодательно сразу не ввести правило, что пенсия поступает только на счет ребенка и лежит там до достижения им 18-летнего возраста? - спрашивает защитник опекунов Елена Усманова.
Похоже, споры между семьями и сотрудниками опеки идут на фоне какого-то межличностного конфликта, хотя можем и ошибаться. По крайней мере Жиляева утверждает: поддельные чеки ей подкинули. Следы этого конфликта заметны и в решении суда: по заявлению опекуна полиция проводила проверку, но дело не завела. За фальшивые чеки, сообщили в минсоцполитики, возбудили.
По словам руководителя общественной организации "Дорогами Добра" Валерия Басая, такие судебные тяжбы сейчас характерны для всей страны. У одних опекунов принимают отчет без единого чека, с других требуют документ о каждой покупке. И не учитывать это себе дороже.
- Специалисты органов опеки до поры до времени могут закрывать глаза на отсутствие тех или иных документов - их, например, устраивало, как ребенок обут, одет, накормлен. Но! Когда закрадывается малейшее сомнение, что средства расходуются не в полной мере на ребенка и не живет ли, к примеру, вся семья за его счет, они становятся требовательными. Это все-таки государственные дети. Если ты опекун-воспитатель, ты получаешь зарплату, ты должен отчитываться за работу.
Достаточно ли свердловским опекунам пособий на воспитание детей? Одна уральская семья, имеющая четырех здоровых приемных ребят, рассказала "РГ": в зависимости от возраста подопечных пособие составляет 12 800-13 300 рублей на каждого. Этих денег хватает на продукты питания, траты, связанные со школой, а кроме того, либо на секцию, либо на дополнительные занятия. А вот с обновлением гардероба уже проблема: необходимо иметь несколько футболок и пар обуви на разные случаи жизни и сезоны. Но самая большая статья расходов - летний отдых. Семьям предоставляется одна льготная путевка для каждого подопечного в загородный лагерь. А лето длится три месяца, на городской лагерь пособия уже не хватает. Только за свой счет. Идеальная сумма пособия в Екатеринбурге, по мнению наших собеседников, 20-30 тысяч рублей в месяц.