С мая нынешнего года приложение, родственное системе ГИС ЖКХ, в пилотном режиме работало в 17 регионах, а с 23 сентября было распространено на 85 регионов. Им пользуются уже 665 тысяч человек. При этом в целом в России насчитывается 66 млн квартир. К декабрю планируется завершить наполнение системы ГИС ЖКХ данными о квартирах, после чего начнется масштабная рекламная кампания по распространению приложения.
У приложения будет сразу несколько функций. Во-первых, можно будет оплачивать все коммунальные счета разом - за воду, тепло, электроэнергию, капремонт, мусор, содержание и ремонт жилья и т.п. Пользоваться для этого мобильным приложением удобнее, чем оплачивать через сайт, считает замглавы Минстроя Константин Михайлик.
Во-вторых, через него можно будет передавать показания счетчиков. Причем достаточно будет лишь сфотографировать счетчик - система сама распознает цифры. В-третьих, через приложение можно будет отправить обращение в управляющую компанию и получить ответ от нее. Кроме того, тут должны быть данные о состоянии дома, о расходах на дом управляющей организации. Будет возможность проводить общие собрания жителей. С 4 декабря предполагается запустить сервис домовых чатов.
Мобильное приложение критически зависимо от качества данных внутри системы, отметил Константин Михайлик на презентации приложения в рамках Международного строительного чемпионата. Если в системе не будет данных о помещениях, банковских реквизитов организаций, данных о поступлении оплаты - схема работать не будет. Сейчас главные задачи Минстроя и регионов - к концу года максимально заполнить систему этими данными. Если это удастся, то к концу года у граждан будет действительно работающий инструмент полного погружения в информационную среду ЖКХ отметил Михайлик. На данный момент в ГИС ЖКХ внесены 80,8% данных о кадастровых номерах помещений в многоквартирных домах, 70,2% банковских реквизитов поставщиков, 71,1% платежных документов, 83,3% квартирных счетчиков.
Пока идет наполнение системы данными о квартирах, а в 1-2 кварталах 2024 года в ней должны появиться данные о частных домах, рассказал заместитель гендиректора по развитию и цифровой трансформации "Оператор информационной системы".
Сейчас россияне тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем 11% от своих доходов, при этом 40% жителей недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг, рассказал Михайлик. Чаще всего граждане недовольны плохим содержанием дома, подъездов, отсутствием ремонта (29%), 19% кажутся очень высокими тарифы на ЖКУ, 16% жалуются на плохое содержание придомовой территории, а 13% - на низкое качество услуг в целом. При этом удобного механизма жалоб на управляющую организацию нет.