Транспортный коллапс
Осенью 2021 года порты Дальнего Востока оказались в логистическом коллапсе. В Приморье застряли более 1500 контейнеров, предназначенных для жителей отдаленных дальневосточных регионов. Отправить их вовремя портовикам помешала загрузка береговых терминалов: скопилось слишком много транзитных товаров из Китая. Раньше их доставляли в Евросоюз через Суэцкий канал, но из-за пандемии коронавируса большая часть нагрузки легла на Транссиб. Пробка из контейнеров привела к тому, что суда не могли отправиться в пункты назначения по нескольку недель.
Из-за этого снабжение труднодоступных арктических регионов товарами первой необходимости оказалось под угрозой. От перебоев с поставками пострадали Камчатский край, Сахалинская область, Магаданская область и Чукотский автономный округ.
Стало ясно, что назрела необходимость в федеральном законе, регулирующем доставку товаров на Север.
Единый оператор
Для выполнения северного завоза создадут единого морского оператора. Он на федеральном уровне будет отвечать за организацию доставки грузов по воде. Определять его, а также проводить мониторинг северного завоза, утверждать маршрут и график движения и план на трехлетний период станет минвостокразвития. Оператора планируют назначать на 15 лет.
Другое важное решение, закрепленное в законе, - формирование единого портала, с помощью которого будет проводиться закупка товаров.
- Предусматривается федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза: в перспективе это полностью цифровое планирование. Впервые появится возможность объявить цену сразу же и на саму продукцию, и на ее доставку в едином лоте, - объясняет первый заместитель главы минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.
По его словам, нововведение существенно снизит стоимость завоза и уберет ненужных посредников, при этом навязывать единого экспедитора никто не будет.
Поделят на группы
Новый закон устанавливает и первоочередность перевозок в рамках северного завоза. Товары поделят на три группы. В первую войдут жизненно важные для населения товары, во вторую - материалы, необходимые для реализации национальных проектов, например, строительства школ и детских садов. К третьей отнесут весь остальной коммерческий груз.
Что именно включат в первую категорию, еще предстоит уточнить. Для этого примут подзаконные акты.
- Мы законом предусматриваем поддержку в отношении первой и второй группы. В частности, это бюджетные кредиты на закупки и льготные перевозки морским оператором северного завоза. До конца года планируем принять необходимые подзаконные акты - их 14. Пять уже сформированы и направлены на согласование в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, - говорит Гаджимагомед Гусейнов.
В законе также предусмотрен механизм субсидирования предприятий, занимающихся северным завозом, - им предоставят бюджетные кредиты под три процента годовых.
Нужна модернизация
Как отмечает замгубернатора Чукотского АО Антон Яремчук, изменения положительно скажутся на качестве жизни местного населения. Ведь даже такие основные факторы, как трехлетнее планирование северного завоза и создание единого оператора, позволят затормозить рост цен в регионе на жизненно важные товары. Вместе с тем он подчеркивает важность развития круглогодичного морского снабжения даже на отдельных участках и необходимость модернизации портовой инфраструктуры.
Об изношенности причальных сооружений говорят и в других регионах. По словам зампреда правительства Камчатского края Юлии Морозовой, развивать Северный морской путь мешают проблемы портовой инфраструктуры и малое количество рейсов.
Вторая проблема - высокий уровень розничных цен из-за высоких логистических расходов.
- Доля затрат на транспортные услуги при формировании потребительских цен в удаленных районах достигает 80 процентов, - говорит Морозова.
Для укрепления транспортно-логистической инфраструктуры региону необходима поддержка государства. Самостоятельно краю не справиться с отсутствием причальных сооружений, недостаточностью судов необходимого класса, дефицитом грузоподъемной техники и плавсредств для работы в портопунктах.
Реки обмелели
В свою очередь первый заместитель председателя правительства Республики Саха Кирилл Бычков отмечает, что до 90 процентов грузов северного завоза в регионе доставляется в короткий период летней навигации по рекам, которые сильно обмелели и требуют обязательного дноуглубления. Кроме того, региону необходима помощь федерального центра в покупке транспортных средств для завоза продовольственных товаров по межрайонным и внутрирайонным маршрутам.
Требуется и формирование транспортных комплексов с использованием вездеходной, амфибийной техники, малой авиации для организации сквозных транзитных маршрутов завоза грузов.
Все это стоит учесть еще до того как закон вступит в силу.
- На июньском заседании в Чукотском автономном округе, куда 97 процентов северного завоза доставляется водным транспортом, мы выявили проблемы, связанные с доставкой грузов по рекам, и на президиуме совета законодателей при Федеральном собрании предложили увеличить критерии грузоподъемности судов, свыше которых необходимо предусмотреть двойные дно и борта. В связи с тем, что дополнительная потребность в судах - порядка одной тысячи, мы запланировали при разработке закона о бюджете увеличить субсидии российским организациям на создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования, - подчеркивает председатель комитета Государственной думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
При организации северного завоза предложили использовать опыт Якутии, где создаются торгово-логистические центры (ТЛЦ) для снижения стоимости продуктов и расширения их перечня. Преимущество ТЛЦ - в системе хранения и снижении транспортных расходов. Такие центры не только облегчают поставку и хранение грузов жизнеобеспечения, но и позволяют организованно закупать и вывозить продукцию производителей из отдаленных поселений. Это дает людям источник доходов. ТЛЦ сокращают сроки доставки, депонации грузов и позволяют сформировать неснижаемый продовольственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности в арктических районах.